Восстановление и закрепление полосы отвода и оси дороги на местности. Закрепление и восстановление вершин углов поворотов Закрепление оси трассы автодороги на местности

31.03.2024 Потолок

Закрепление трассы комплекс работ по привязке точек трассы к существующим предметам на местности или специально установленным реперам.

Строительный словарь .

Смотреть что такое "Закрепление трассы" в других словарях:

    СП 47.13330.2012: Инженерные изыскания для строительства. Основные положения - Терминология СП 47.13330.2012: Инженерные изыскания для строительства. Основные положения: 8.4.9 Биологические (флористические геоботанические, фаунистические) исследования выполняют для определения видового состава флоры и основных растительных… …

    Полевое трассирование - 5.1.4.5 Полевое трассирование должно содержать: создание планово высотной геодезической опорной сети; полевое трассирование (вынос намеченной трассы на местность) с нивелированием оси трассы и поперечников в характерных местах изменения рельефа… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Общестроительные работы по освоению территории строительства и возведению временных сооружений, используемых для нужд строительства (Болгарский язык; Български) подготвителни работи (Чешский язык; Čeština) přípravné práce; příprava zařízení… … Строительный словарь

    работы подготовительные - 3.27 работы подготовительные: Работы, выполняемые в соответствии с проектом организации работ до начала сооружения земляного полотна. Примечание К подготовительным работам относят: восстановление и закрепление трассы, расчистку полосы отвода,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    СТО НОСТРОЙ 2.25.23-2011: Автомобильные дороги. Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Часть 1. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог - Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.23 2011: Автомобильные дороги. Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Часть 1. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог: 3.1 влажность: Отношение количества воды… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГКИНП 02-121-79: Руководство по дешифрированию аэроснимков при топографической съемке и обновлении планов масштабов 1:2000 и 1:5000 - Терминология ГКИНП 02 121 79: Руководство по дешифрированию аэроснимков при топографической съемке и обновлении планов масштабов 1:2000 и 1:5000: 7.8.43. «Кусты» свай в воде остатки свайных мостов, некоторых плотин и других сооружений на реках с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ 24040-80: Электрооборудование судов. Правила и нормы проектирования и электромонтажа - Терминология ГОСТ 24040 80: Электрооборудование судов. Правила и нормы проектирования и электромонтажа оригинал документа: 7. Блок контактных зажимов Система механически скрепленных между собой контактных зажимов Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    прокладка проводов и кабелей - на лотках и в коробах 3.19. Конструкция и степень защиты лотков и коробов, а также способ прокладки проводов и кабелей на лотках и в коробах (россыпью, пучками, многослойно и т.п.) должны быть указаны в проекте. 3.20. Способ установки коробов не… … Справочник технического переводчика

    Гиперболоидная опора мостового перехода ЛЭП НИГРЭС через Оку в пригороде Нижнего Новгор … Википедия

    Природные ресурсы - (Natural Resources) История использования природных ресурсов, мировые природные ресурсы Классификация природных ресурсов, природные ресурсы России, проблема исчерпаемости природных ресурсов, рациональное использование природных ресурсов… … Энциклопедия инвестора

Понятие о трассировании линейных сооружений

ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ

Линейными называют сооружения, имеющие большую протяжённость при сравнительно малой ширине. К таким сооружениям относятся, в частности, железные и шоссейные дороги. Ось линейного сооружения называется трассой .

В плане трасса состоит из прямых участков, соединяемых кривыми постоянного и переменного радиусов кривизны. В своём продольном профиле трасса состоит из прямых линий разного уклона, соединяемых вертикальными кривыми.

Основное требование, предъявляемое к дорожным трассам, это - обеспечение плавности и безопасности движения с заданными скоростями. Поэтому план трассы и её профиль должны отвечать определённым требованиям, которые регламентируются техническими условиями на проектирование, где задаются предельно допустимые (руководящие) уклоны, минимально возможные радиусы кривых и другие элементы. Вместе с тем трасса должна проходить так, чтобы обеспечивались наименьшие расходы на строительство дороги и последующую её эксплуатацию.

Комплекс работ по определению положения трассы называется трассированием . Сначала выполняется камеральное трассирование - проектирование трассы по топографическим планам и картам или материалам аэрофотосъёмки. При выборе положения трассы в равнинной местности отклоняться от прямого направления между заданными опорными пунктами вынуждает необходимость обходить препятствия (водотоки, болота и др.), участки с застройкой, ценные для народного хозяйства и заповедные земли. В горной местности положение трассы диктуется рельефом. Здесь приходится часто менять направление трассы, двигаясь напряжённым ходом, то есть по линии с предельно допустимым уклоном. В сложных случаях намечают несколько вариантов трассы и после тщательного их анализа выбирают лучший.

Окончательное положение трассы устанавливают в ходе полевых изысканий. Проект трассы выносят на местность. Вершины углов поворота - точки пересечения смежных прямых – выносят измерениями от пунктов геодезической основы или от ближайших чётких контуров, показанных на карте. Установив вехи на линии между соседними углами поворота, обследуют местность по трассе. При наличии препятствий линию смещают. Окончательное положение вершин углов закрепляют.

Закрепление и измерение углов. Выбранную трассу надёжно закрепляют на местности. Вершину угла, образуемого прямыми линиями трассы, закрепляют забиваемым вровень с поверхностью земли колом (рис. 15.1, а ). На расстоянии 1 м от кола с внешней стороны угла на его биссектрисе устанавливают столб с затёсом. На затёсе, обращённом в сторону вершины угла, делают надпись, указывающую номер вершины угла, год, угол поворота трассы, радиус вписываемой в угол кривой, расстояние от начала трассы. Измеряют расстояния от вершины угла до расположенных вблизи приметных местных предметов (дерево, угол здания, валун и др.) и показывают их на абрисе - схеме, составляемой для облегчения отыскания вершины угла в последующем, особенно в случае разрушения опознавательного столба.



Над колом, закрепляющим вершину угла, устанавливают теодолит и измеряют лежащий справа по ходу трассы угол b между направлениями на соседние вершины углов. Измерение выполняют одним приёмом с точностью 0,5¢. Угол поворота трассы (рис. 15.2) вычисляют по формулам:

α пр = 180°- b 2 (при повороте трассы вправо: b < 180°) или

α лев = b 3 - 180° (при повороте трассы влево: b > 180°).

Для контроля буссолью измеряют магнитные азимуты линий.

а )
б )
2

2 1
1

Рис. 15.1 Закрепление точек на трассе:

а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;

б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок

Рис. 15.2 Углы поворота трассы

Разбивка пикетажа и измерение длин линий. Расстояния между вершинами углов поворота трассы измеряют светодальномером или мерной лентой. Измерение выполняют дважды с предельной относительной погрешностью измерений не более 1:1000-1:2000. В ходе одного из измерений трассу разбивают на отрезки длиной 100 метров по горизонтальному проложению. Конец каждого отрезка - пикет; его закрепляют, забивая вровень с землёй кол. Впереди него по ходу трассы на расстоянии 20-25 см забивают второй, возвышающийся над поверхностью земли кол - сторожок (рис. 15.1, б ). На сторожке надписывают порядковый номер пикета, например, ПК13, что означает: номер пикета - 13, расстояние от начала трассы - 1300 м.

Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков. Поэтому в них вводят поправки за наклон со знаком плюс. Часто вместо введения поправок, натягивая мерную ленту, удерживают её в горизонтальном положении и проектируют отвесом её приподнятый конец на землю. Чтобы лента меньше провисала, поддерживают её в середине.

Кроме пикетов, колышком и сторожком закрепляют плюсовые точки (или просто "плюсы"), где на трассе изменяется наклон местности. На сторожке в этом случае пишут номер предыдущего пикета и расстояние от него в метрах, например ПК13+46, что означает 46 м после пикета № 13 или 1346 м от начала пикетажа.

Плюсовыми точками фиксируют также места пересечения трассой любых сооружений, дорог, линий связи, водотоков, границ угодий и т. д.

Поперечники. Там, где местность имеет заметный (более 1:5) поперечный уклон, на каждом пикете и плюсовой точке разбивают перпендикуляры к трассе, называемые поперечниками. Поперечники разбивают в обе стороны длиной 15-30 м с таким расчётом, чтобы обеспечить съёмкой всю ширину полосы местности под будущие сооружения дороги (земляное полотно, водоотводные устройства, здания и пр.). Конечные точки поперечника закрепляют точкой и сторожком, плюсовые точки, располагаемые в местах изменения наклона местности, - только сторожком. На сторожках пишут расстояние от оси трассы с буквой "П" (справа от оси трассы) или "Л" (слева от оси трассы).

Плановая привязка трассы. Начало и конец трассы привязывают к пунктам государственной геодезической сети, например, с помощью теодолитных ходов. В результате измеренные на трассе углы и расстояния совместно с ходами привязки образуют единый разомкнутый теодолитный ход. Это позволяет проконтролировать правильность выполненных линейных и угловых измерений и вычислить координаты вершин углов поворота трассы.

На длинной трассе привязку к государственной геодезической сети выполняют не реже чем через 25 км, а при удалении пунктов от трассы более чем на 3 км - не реже чем через 50 км.

Съёмка полосы местности. В ходе разбивки пикетажа выполняют съёмку ситуации в полосе местности шириной по 100 м в обе стороны от оси трассы. При этом полосу шириной 25 м вправо и влево снимают инструментально - главным образом, методом перпендикуляров, а дальше - глазомерно. Результаты съёмки в виде абриса масштаба 1:2000 заносят в пикетажный журнал , изготовляемый из листов миллиметровой бумаги размером 10´15 см.

По середине листа проводят вертикальную прямую, изображающую ось трассы. На ней штрихами отмечают положение пикетов и плюсов и рядом подписывают их значения. Каждая новая страница начинается с пикета, которым закончена предыдущая. В местах поворота трассы стрелкой показывают направление поворота и надписывают румб следующей прямой. На свободном месте пишут основные элементы кривой. Показывают расстояния от местных предметов до оси трассы и габариты строений. Делают записи о типе дорог, характеристике леса, карьерах - обо всём, что может иметь значение для предстоящего строительства.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ ТРАССЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА МЕСТНОСТИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее - ТТК) - организационно-технологический документ, разработанный для выполнения технологического процесса на основе методов научной организации труда. Технологическая карта содержит комплекс мероприятий по организации труда с наиболее эффективным использованием современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности.

Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

Типовые чертежи;

Строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

Заводские инструкции и технические условия (ТУ);

Нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

Производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

Местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности, для обеспечения их высокого качества, а также:

Снижение себестоимости работ;

Сокращение сроков строительства;

Обеспечение безопасности выполняемых работ;

Организации ритмичной работы;

Рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

Унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства"). Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

Рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

Проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

Корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

Пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

Оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации геодезических работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

Протяженность трассы

- L=10,0 км .

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности.

2.2. Геодезические разбивочные работы по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-ти часовой смены составляет:

2.3. При восстановлении и закреплении трассы автомобильной дороги на местности, выполняют следующие производственные операции:

Восстановление и закрепление оси трассы;

Разбивка кривых закруглений;

Восстановление и закрепление пикетажа;

Проверка направления и длины трассы;

Контрольное нивелирование трассы.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ с использованием следующих приборов и инструментов: землемерная стальная лента длиной 50 м ЛЗ-50 с двумя комплектами шпилек ; рулетка на крестовине из ПВХ длиной 20 м РВ-20 ; пружинный динамометр для натяжения рулетки с нормальной силой Р=10 кг; цифровой нивелир Sokkia SDL50; электронный тахеометр Sokkia SET 230 RK; бортовой автомобиль УАЗ-3303 (колёсная формула 4х4, грузоподъемность Q=1225 кг, масса машины m=1845 кг, габаритные размеры 4477х2100х2355 мм, мощность двигателя =112 л.с.).

Рис.1. Стальная землемерная лента длиной 50 м тип ЛЗ-50

а - вид при хранении; б - вид штриховки; в - комплект стальных шпилек

Рис.2. Стальные рулетки

а - длиной 50 м тип РК-50; б - длиной 20 м РВ-20; в - пружинный динамометр

Рис.3. Тахеометр Sokkia SET 230 RK

Рис.4. Нивелир Sokkia SDL50

Рис.5. Бортовой автомобиль УАЗ-3303

2.5. При разработке ТТК на выполнение геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности были использованы следующие нормативные документы, отражающие достигнутый технический уровень строительного производства:

- СП 48.13330.2011. "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" ;

- СП 126.13330.2012. "Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84" ;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84. "Производство геодезических работ в строительстве" ;

- ГОСТ Р 51872-2002. "Документация исполнительная геодезическая. Правила исполнения" ;

- СП 34.13330.2012. "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.02.05-85*" ;

- СП 78.13330.2012. "Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" ;

- ГОСТ 32867-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования" ;

- ГОСТ 32756-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приёмки выполненных работ" ;

- ГОСТ 32755-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приёмки в эксплуатацию выполненных работ" ;

- ГОСТ Р 52398-2005. "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" ;

- ГОСТ Р 52399-2005. "Геометрические элементы автомобильных дорог" ;

- ВСН 19-89. "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог" ;

- НПО РОСДОРНИИ-1993 г. "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" ;

- ПТБ-88. "Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах" ;

- РОСАВТОДОР-2002. "Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них , Утвержденный распоряжением Росавтодора от 23.05.2002 N ИС-478-р ";

- РД 11-02-2006. "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" ;

- РД 11-05-2007. "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" ;

- МДС 12-29.2006. "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты" .

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства геодезических работ по восстановлению и закреплению оси вдоль трассового автомобильного проезда на местности в плане и профиле, необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

Укомплектовать бригаду (звено) геодезистов, соответствующей квалификации, а также владеющих смежными профессиями;

Назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

Ознакомить бригадира (звеньевого) с Проектом производства работ, Технологической картой и технической документацией, а также выдать бригаде (звену) Наряд-задание и Калькуляцию на весь объем поручаемых работ;

Провести инструктаж членов бригады (звена) по технике безопасности;

Обеспечить рабочих средствами индивидуальной защиты для безопасного производства работ;

Подготовить к производству работ необходимые измерительные приборы, инструменты и приспособления и доставить их на объект;

3.3. Общие указания к выполнению работ

3.3.1. Положение оси дороги на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со времени проведения изысканий до начала строительства дороги проходит определенный, иногда значительный промежуток времени, за который точки закрепления трассы на местности, выполненные заказчиком при полевом трассировании, утрачиваются или могут измениться условия использования выделенных для строительства дороги земельных угодий. Поэтому перед началом строительных работ необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепление трассы. При этом руководствуются следующими документами рабочего проекта:

Ведомостями прямых, круговых и переходных кривых, закрепления трассы и реперов;

Планом трассы;

Продольным профилем с проектными данными;

Графиком распределения земляных масс и полос отвода;

Поперечными профилями земляного полотна индивидуального проектирования;

Привязкой типовых профилей к пикетажу;

Ведомостями и чертежами переустраиваемых коммуникаций;

Ведомостью проектируемых сложных мест с проектными решениями;

Чертежами регуляционных и берегоукрепительных сооружений;

Планом размещений нагорных канав и их поперечных профилей, привязки к трассе перепадов быстротоков и водобойных колодцев;

Чертежами поперечных сечений быстротоков, конструкций перепадов и водобойных колодцев;

Ведомостями и типовыми поперечными профилями проектируемой дорожной одежды, ведомостями уширений на горизонтальных и вертикальных кривых, ведомостями и чертежами разбивки виражей;

Ведомостями и чертежами привязки съездов и переездов;

Ведомостями и планами привязки к трассе специальных инженерных сооружений и чертежи их конструкций в высотных отметках трассы;

Ведомостями и паспортами сосредоточенных грунтовых резервов и карьеров;

Материалами и чертежами согласования изыскательских и проектных материалов с заинтересованными организациями.

Эта задача решается в подготовительный период строительства.

3.3.2. При восстановлении трассы выполняют геодезические работы с целью переноса проекта на местность и контроля соответствия проекту размеров высотных отметок сооружения.

3.3.3. До начала строительства, включая подготовительные работы, выполняется восстановление обозначенных в период проектных изысканий:

Оси трассы;

Осей искусственных сооружений;

Границ отведённой территории;

Геодезической разбивочной основы, служащей для привязок отметок и расстояний к государственной геодезической сети.

3.3.4. Точность построения разбивочной основы и выноса проекта на местность в соответствии с нормативными требованиями должна обеспечивать величины средних квадратических погрешностей не более ниже приведённых:

Угловые измерения - 30°;

Линейные измерения - 1/2000;

Превышения на 1 км хода - 15 мм.

3.3.5. При разбивочных работах устанавливают:

Пределы точности перенесения оси трассы относительно местных объектов;

Пределы точности размещения осей отдельных элементов между собой и относительно главных осей сооружения или относительно опорной геодезической сети строительства.

3.3.6. При перенесении проектов сооружении на местность пределы точности работ по размещению трассы и главных осей сооружения относительно местных объектов и элементов местности должны соответствовать проектным.

3.3.7. Точность размещения отдельных частей и осей сооружения между собой и относительно главных осей и геодезической опорной сети должна соответствовать действующим строительным допускам.

3.3.8. Подрядчик на основе проектной документации и геодезической разбивочной основы должен подготовить схемы расположения разбиваемых в натуре осей и других контролируемых параметров и элементов автомобильной дороги.

3.3.9. Схемы должны быть разработаны с учетом обеспечения технологической доступности ориентиров, разбиваемых в натуре, при контроле точности положения элементов и конструкций на всех этапах строительства.

3.3.10. Вынос в натуру указанных геодезических ориентиров осуществляется подрядчиком до начала выполнения строительных работ, поэтапно - в соответствии с установленной проектом организации строительства последовательностью их выполнения.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. В ходе подготовительных работ необходимо:

Произвести полевую приёмку трассы автомобильной дороги;

Расчистить территорию в полосе отвода под строительство от строений подлежащих сносу, переносу и переустройству;

Изучить проектные материалы, содержащие исходные данные для разбивки;

Выбрать методику измерений;

Составить разбивочные схемы и чертежи;

Разработать календарный план производства геодезических работ на объекте;

Визуально обследовать трассу строительства автомобильной дороги;

Укомплектовать бригаду геодезистов, ознакомить их с Технологической картой и технологией производства геодезических разбивочных работ;

Подготовить к производству работ необходимые измерительные приборы и инструменты приспособления и доставить их на объект;

Обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ.

3.4.2. После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приёмку вынесенной и закреплённой, геодезическими знаками на местности, трассы автомобильной дороги. Трасса дороги, вынесенная на местность и надёжно закреплённая на ней типовыми знаками, является геодезической основой для разбивки осей всех сооружений, разбивочных и контрольных геодезических работ в процессе строительства.

Приёмо-передача закреплённой трассы оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. При приёмке высотного обоснования сверяют с каталогом и уточняют в натуре местоположение пунктов государственной нивелировочной сети используемых изыскателями. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа трассы и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

3.4.3. Приемка геодезической разбивочной основы и технической документации на неё производится после осмотра полосы отвода и проверки всех знаков специальной комиссией. В состав комиссии должны входить представители Заказчика, Проектной организации, Генерального Подрядчика и Субподрядчика. Комиссия создается приказом Заказчика.

3.4.4. Производство контроля геодезической разбивочной основы производится с точностью линейных измерений не менее 1/500 угловых 2 мин и нивелирования между реперами с точностью 50 мм на 1 км трассы.

Приемку ГРО для строительства следует оформлять актом освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства в соответствии с Приложением 1 , РД 11-02-2006 .

К акту приемки ГРО должен быть приложены:

Схематический план трассы с указанием местоположения пунктов;

Типы и глубины заложения закрепляющих их знаков;

Координат пунктов;

Их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот;

Необходимые ведомости и журналы.

3.4.5. Состав отчетной технической документации по созданию геодезической разбивочной основы должен включать в соответствии с п.5.19 СНиП 11-02-96 :

Разбивочный чертеж с привязкой к знакам геодезической основы разбивочных осей автомобильной дороги (составляется в масштабе генерального плана строительной площадки);

Каталоги координат и высот пунктов геодезической основы по форме таблицы 1;

Чертежи геодезических знаков;

Технический отчет.

Каталог координат и высот

Таблица 1

N угла поворота

Расстояние между ВУ, м

Расстояние по кривой м, от ПК до НК или КК

Координаты угла

Направление

Минута

3.4.6. По опорной геодезической сети дополнительно представляются:

Карточки установленных постоянных геодезических знаков и центров;

Абрисы геодезических пунктов, привязанных к постоянным предметам местности;

Абрисы нивелирных знаков (марок, стенных и грунтовых реперов);

Материалы по определению базисов и длин линий их высот;

Ведомость закрепления трассы по форме таблицы 2;

Ведомости превышений по форме таблицы 3;

Ведомость линейных промеров трассы по форме таблицы 4;

Ведомость реперов по форме таблицы 5;

Ведомость углов поворота по форме таблицы 6;

Ведомость прямых и кривых по форме таблицы 7.

Ведомость закрепления трассы

Таблица 2

N знака закрепления

Положение закрепленной точки

Привязка

Описание знака закрепления

Эскиз знака

Приме-
чание

Расстояние от оси, м

Отметка выносных столбов, м

Создание геодезической разбивочной основы

Разбивочные работы призваны систематически контролировать соответствия выполняемых земляных работ проекту в части геометрического очертания земляного полотна

Для геодезической разбивочной основы должны быть на местности в пределах полосы отвода, но вне зоны основных строительных работ устанавливают следующие геодезические точки и знаки: знаки, закрепляющие створные точки на прямых участках дороги не реже, чем через один километр; а также вершины углов поворота и главные точки круговых и переходных кривых, реперы, расположенные через два километра вдоль трассы у каждого искусственного сооружения.

При разбивке земляного полотна устанавливаются и фиксируются места пересечения откосов земляных сооружений с поверхностью, земли, высота насыпей и кавальеров и уклоны откосов. Для указания высоты сооружения на пикетах и плюсах (не реже чем через 30-50 м) устанавливаются осевые вехи --высотники представляющие собой шест, на верху которого укрепляется планка с указанием высоты насыпи (кавальера) с учетом запаса на осадку и положение высотника на трассе: пикет, плюс. От оси линии в обе стороны откладывается половина ширины подошвы насыпи, в полученных точках А и В забиваются колья. Направление откоса насыпи фиксируется откосником-- доской, прибитой наклонно к вертикальным кольям. Правильность установки откосников проверяется откосным лекалом, представляющим собой деревянный шаблон в виде прямоугольного треугольника с уровнем.

Откосники и высотники для разбивки насыпи.

В процессе отсыпки насыпи размеры ее периодически контролируются промерами и нивелировкой, а при достижении отметки близкой к проектной проводится повторная и окончательная разбивка каждого поперечника.

Разбивка выемок проводится аналогично разбивке насыпи. На осевых кольях (высотник) указывается глубина выемки с вычетом из рабочей отметки высоты сливной призмы. Выемка разрабатывается с недобором дна и откосов, которые окончательно планируются при производстве отделочных работ. Разбивка станционных площадок проводится от оси главного пути. При большой ширине площадок разбивается базис, на который наносятся все необходимые размеры и отметки. Базис надежно закрепляется на местности. Одновременно с разбивкой насыпей, выемок и станционных площадок разбиваются границы резервов, кавальеров и канав. Точки разбивки на местности закрепляются забивкой кольев и пропашкой борозд.

Восстановление и закрепление трассы

земляное полотно железная дорога

Ось трассы закрепляют точками со сторожками, осевыми и условными столбами, выносными кольями и столбами, установленными вне зоны расположения насыпей, выемок и мест производства работ. Точки со сторожками устанавливают на каждом пикете (ПК) и плюсовых точках, в точках начала переходной кривой (НПК), конца переходной кривой (КПК) и середины круговой кривой (СКК), а также в промежуточных точках при детальной разбивке кривых. На длинных прямых не реже чем через 1000 м устанавливают по теодолиту осевые столбы (места стоянки инструмента),определяющие направление трассы. Выносными столбами закрепляют места стоянки теодолита, вершины углов (ВУ) и точки начала переходных кривых. Выносными кольями закрепляют все четные пикеты точки КПК, места расположения мостов и труб, а в холмистом и горном и осевые точки нулевых работ. При закреплении трасы деревянными столбами и кольями створ обозначают гвоздями, забиваемыми в них. После установки столбы в радиусе 1…1,2 м скапывают канавкой глубиной до 0.3 м. На выносных столбах и кольях делают надписи с указанием закрепляемой точки: ось, НПК, КПК, ПК13+37, ВУ№ и т.д. Все надписи на выносных столбах и кольях должны быть обращены в сторону трассы, а на сторожках - в сторону начала пикетажа.

Все земельные участки, отводимые в период строительства для притрассовых резервов, временных сооружений и зданий подлежат возврату землепользователю после окончания строительства в пригодном для сельского хозяйства состоянии, т.е. необходимо произвести рекультивацию земель. Размеры полосы отвода определяют по ширине подошвы насыпи и размеров выемок поверху, а также ширине боковых и забанкетных канав, банкетов и предохранительных полос (с каждой стороны по 1м.).

Технология подготовительных работ исходит из последовательности выполнения отдельных групп и видов, а именно:

Восстановление и закрепление трассы;

Отвод и закрепление земель на постоянное и временное пользование;

Очистка полосы отвода (перенос инженерных коммуникаций, расчистка от старых строений, снятие растительного слоя);

Разбивочные работы;

Устройство водоотводных канав и дренажей.

1. Расчистка дорожной полосы перед возведением земляного полотна (от кустарника, пней, камней): кусторезы, бульдозеры, корчеватели – собиратели, можно использовать специальные захватные приспособления.

2. Снятие, перемещение и обвалование (складирование) растительного (плодородного) слоя: бульдозер на гусеничном ходу и пневмоколёсных тягачах, фронтальные погрузчики, автомобили – самосвалы.

3. Рыхление грунтов в резервах и выемках: рыхлители на тракторах или использование буро–взрывного способа для скальных грунтов.

4. Снос и перенос зданий и сооружений: бульдозеры, экскаваторы, автокраны, фронтальные погрузчики.

5. Подготовка землевозных дорог: автогрейдеры, скреперы, катки, автомобили – самосвалы.

3.1.1 Восстановление и закрепление трассы. Схема работ.

Положение оси дороги (трассы) на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со времени проведения изыскания до начала строительства дороги проходит время, в течение которого могут измениться условия ис­пользования, выделенных для строи­тельства дороги земельных угодий, иногда бывают повреждены отдель­ные знаки, указывающие положение трассы, и т. п.. Поэтому перед нача­лом строительных работ необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепле­ние трассы (Рисунок 9).

1 - граница полосы отвода; 2 - пикеты (точка и сторожек с надписью); 3 - выносные колья

Рисунок 9 – Схема закрепления оси дороги

Промежуточные точки на кривых разбивают через каждые 5, 10 или 20м соответственно радиусам кривых до 100, от 100 до 500 и более 500 м.

1-выносной столб с отметкой; 2-граница полосы отвода; 3-полоса отвода; 4-точки со сторожками; 5-касательная к кривой; 6-вершина угла.

Рисунок 10 – Закрепление оси дороги на кривой

Вершины углов поворота (ВУ) закрепляют установкой столбов,которые закапывают на расстоянии 0,5 м от фактической вершины угла на продолжении его биссектрисы. На этих столбах записывают порядковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой.

На виражах, переходных кривых, отгонах, серпантинах ось дороги закрепляют в соответствии с местоположением и рельефом местности.

Высотные отметки закрепляют реперами через каждые 1000-2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого, реперы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими автомобильными или железными дорогами, около малых искусственных сооружений, на пересечениях рек (на обоих берегах), у высоких насыпей (высота более 5 м) и глубоких выемок (глубина более 5 м). Реперы устанавливают в стороне от дороги, окапывают неглубокими канавками и обсыпают землей в виде конуса. В качестве реперов можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, крупные камни и скалы.

Трасса - это линия, определяю­щая положение на местности геомет­рической оси дороги. Трасса может быть в местах насыпей выше земной поверхности, а в местах выемок - ниже ее. Разметку трассы произво­дят, применяя реперы, располагае­мые вблизи будущего земляного по­лотна (репер - постоянная, закреп­ленная на месте точка, с известной отметкой).

Строительная организация-под­рядчик, на которую возложено строи­тельство автомобильной дороги, ор­ганизует в своем составе геодезичес­кую службу, выполняющую все гео­дезические разбивочные работы на протяжении всего строительства до­роги.

Организация-заказчик не менее чем за 10 дней до начала работ пере­дает организации-подрядчику всю необходимую проектную документацию и данные о геодезической основе, представляющей опорную сеть, т. е. совокупность всех реперов и всех точек с известными координа­тами (опорных пунктов), установ­ленных на местности при изыскатель­ских работах. Организация-заказчик силами своей геодезической службы производит восстановление на местности опорной ee сети и передачу ее геодезической службе строительной организации.

Восстановление трассы состоит в нанесении на местности основных осей сооружений, а также развитии (сгущении точек) опорной сети с вос­становлением и закреплением всех точек и осей как земляного полотна, так и всех дорожных сооружений.

Для сохранения всех точек до на­чала строительных работ их закреп­ляют на местности. На прямых уча­стках дороги закрепление произво­дят на границах однородных проект­ных участков.

Вершины углов поворота (ВУ) закрепляют установкой столбов, ко­торые закапывают на расстоянии 0,5м. от фактической вершины угла на продолжении его биссектрисы.

На этих столбах записывают поряд­ковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой.

Высоты точек закрепляют репе­рами, устанавливаемыми через каж­дые 1000-2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого, ре­перы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими ав­томобильными или железными доро­гами, около искусственных сооруже­ний, на пересечениях рек (на обоих берегах), у высоких насыпей (высо­той более 5м) и глубоких выемок (глубиной более 5 м). Реперы уста­навливают в стороне от дороги, ока­пывают неглубокими канавками и об­сыпают землей в виде конуса. В ка­честве реперов можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, круп­ные камни и скалы.

При восстановлении трассы про­водят закрепление на местности до­полнительных земельных участков, отводимых для резервов и карьеров, для различных производственных предприятий и размещения дорож­ных и транспортных служб. Во вре­мя этих работ граница земельных участков обозначается бороздами, столбами, узкими просеками, отмет­ками на отдельных деревьях.

Отвод земель для временного и постоянного пользования проводят с учетом охраны природы, использо­вания ненужных земель, рациональ­ного учета сельскохозяйственных земель и естественных природных ресурсов.

Закрепленную дорожную полосу оформляют в виде плана отводимых земель с приложением журнала за­крепления и утверждают в соответ­ствующих организациях. Если в пре­делах намеченной постоянной полосы отвода находятся здания и соору­жения, то на них составляют допол­нительные чертежи, и положения, характеризующие их конструкцию и состояние.

На подлежащие уничтожению сады, посевы сельскохозяйственных культур и прочее составляют акты совместно с землепользователем.

Полосу временного отвода, кото­рая необходима для производства работ и несколько шире постоянной полосы отвода, устанавливают в за­висимости от характера и ценности придорожных земель, типа применяе­мых машин, способов работы и не­обходимости размещения с каждой стороны возводимого земляного полотна подъездных путей для достав­ки грунта и материалов, проезда в период технологического закрытия движения по дороге (твердения цементобетона, асфальтобетона и т. п.), а также в местах строящихся ис­кусственных сооружений