Проект.А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Значение эпиграфов

16.04.2024 Дом внутри

Моисеева Ангелина.

Литература. 7 класс. Проект. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Значение эпиграфов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

1 слайд . Значение эпиграфов в «Капитанской дочке»

2. слайд


  1. Продемонстрировать многофункциональную роль эпиграфа в литературном произведении.

  2. Развитие навыка самостоятельной работы с текстом, словарями, дополнительной литературой, в Интернете.

  3. Формирование нравственных критериев, связанных с понятиями «честь», «национальное самосознание».

  4. Обучение общению в ситуации диалога.

3 слайд.

Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед своим сочинением или его частью. Как правило, эпиграф представляет собой цитату из какого-либо источника- литературного произведения, произведения фольклора, философского трактата и т.д.

Характер эпиграфов в «Капитанской дочке» интересен, необычен для поэта: из 17 эпиграфов 10 заимствованы из фольклора. Эпиграфы подобраны к каждой главе и ко всему роману, то есть составляют систему. О том, что система эпиграфов гармонирует с идейным содержанием, говорится в конце повести: «Мы решились, с разрешения родственников, издать её особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф…»

4 слайд.

1 глава

В эпиграфе обозначена позиция отца Петра Гринева, верного служаки при графе Минихе. Каждый дворянин, по мнению Андрея Петровича, должен служить Отечеству: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», «Служи верно, кому присягнешь…»

Эпиграф намечает судьбу главного героя.

Кроме того, в нем воплощается мнение, что воинская служба почетна, говоря современным языком, престижно. Сравните с высказыванием Петра Гринева: «Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.»

5 слайд.

2 глава

По названию главы, эпиграфы относится к Пугачеву и характеризует его как «доброго молодца», которого в «сторону незнакомую» завела «прытость, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая». Хотя есть здесь и противоречие: сторона-то Пугачеву знакома, а завела его в эту сторону другая забота «Сторона мне знакомая,- отвечал дорожный, - слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек». Песня из эпиграфа перекликается с другой – «Не шуми, мати зеленая дубравушка» (гл. VIII), подчеркивая трагизм образа Пугачева.

6 слайд.

3 глава

Эпиграф, взятый из солдатской песни, соответствует шутливому, ироническому тону мемуариста, вспоминающего заблуждения и ошибки своей юности. В этой главе отношение автора и рассказчика к описываемым событиям, вероятно, во многом идентично. Следует отметить перекличку названия главы «Крепость», начало повествования «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга» и эпиграфа «Мы в фортеции (в крепости) живем…» Может быть, этим автор подчеркивает значение Белогорской крепости в предстоящих.

7 слайд.

4 глава

Эпиграф из Княжнина с легким оттенком юмора сводит на нет всю драматичность предстоящей дуэли между Гриневым и Швабриным. Пушкин будто подсмеивается над юношеской несдержанностью своего героя. В эпиграфе употребляется профессиональные термины дуэлянтов «позитура», «фигура».

8 слайд.

5 глава

К главам, в которых развертывается тема Марьи Ивановны, даны эпиграфы из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Таким образом, Пушкин показывает свою симпатию к главной героине, подчеркивает, что её характер близок к народному идеалу.

Отрывки из народной песни проникнуты настроением грусти, сожаления, разочарования. И это совпадает с тем, что творится в душе главного героя: «Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее… Дух мой упал.»

9 слайд.

6 глава

С этой главы начинается повествование об исторических событиях, потрясших Россию. И эпиграф к этой главе – своеобразное обращение к читателям, призыв к серьезному восприятию того, о чем будет рассказано далее.

10 слайд.

^ Гл. VII «Приступ».

Эпиграф, кратко характеризуя основное содержание главы, вместе с тем уточняет отношение рассказчика к некоторым действующим лицам. Гринев привязался к семейству Мироновых, хотя и видел их ограниченность. Эпиграф поясняет, что капитан Миронов симпатичен бескорыстием, скромностью, честностью. Эпиграф перекликается с концовкой главы. Василиса Егоровна кричит: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; ни в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от бедного каторжника». Эпиграф и концовка главы составляют кольцевую композицию, этому способствует повтор слова «головушка». Эпиграф взят из народной песни и слова Василисы Егоровны похожи на народный плач, причитание по покойнику. И, конечно, совпадает трагическая тональность эпиграфа и заключительных строк главы.

11 слайд.

Гл. VIII «Незваный гость».

Пословица передает тревожное настроение Петра Гринева, оказавшегося в рискованной ситуации. Дважды повторяя словосочетание «незваный гость», Пушкин подчеркивает разрушительный характер, драматизм русского бунта.
12 слайд.

Гл. IX «Разлука».

Стихи Хераскова наполнены нежностью, лиризмом. В них будто отражается характер Марьи Ивановны, кроткой, мягкой, женственной. Глава носит название «Разлука», и в эпиграфе отражено печальное настроение: трижды повторяется слово «грустно», передающее состояние влюбленных.

13 слайд.

Гл. X «Осада города».

Эпиграф выдержан в высоком стиле, заставляет сравнивать Пугачева с орлом. Орел в фольклорной мифологии – символ свободы, гордого и независимого духа, силы и мощи. Херасков употребляет слова высокого стиля «взоры», «град», «стан», «перуны», « в нощи», которые, относясь к произведению Пушкина, подчеркивают величие, значимость фигуры Пугачева. Эпиграф перекликается со сказкой про орла и ворона, рассказанной Пугачевым Гриневу.

14 слайд.

Гл.XI «Мятежная слобода».

Эпиграф относится к Пугачеву, который уподобляется льву. Говорится о природной свирепости льва, о его ласковость объясняется тем, что в «ту пору» он «был сыт». Полагают, что этот эпиграф сочинен Пушкиным и приписан Сумарокову. Для чего нужна была литературная мистификация? Слова о природной свирепости льва могли быть вызваны цензурными соображениями. Но скорее всего, скрытой полемикой с традиционными дворянскими представлениями о Пугачеве. Ведь содержание главы, да и романа в целом свидетельствует как раз об отсутствии у Пугачева природной свирепости. Сумароков же не поднялся в этом отношении над людьми своего круга, называя Пугачева «варваром», «псом бешеным», «врагом Отечества», превзошедшим «тигра и аспида».

15 слайд.

Гл. XII «Сирота».

Эпиграф в какой-то степени и противоречит содержанию главы, потому что именно в ней «снаряжает» и «благословляет» сироту сам Пугачев. Именно он будет посаженным отцом и устроителем счастья Маши.
Слова из эпиграфа перекликаются со словами главы, характерными для устного народного творчества.«Голубушкой» называет Машу попадья. Пугачев также говорит о Маше «голубушка», «красная девица», «бедная девушка», «красавица»
16 слайд.

Гл. XIII «Арест».

Литературоведы предполагают, что и это авторские слова, стилизованные под Княжнина. Эпиграф связан, конечно, с главным событием – арестом, которое отразилось в названии. Гринева арестовывают, но он уверен в справедливости суда, своей невиновности: «Совесть моя была чиста; я суда не боялся…»

17 слайд.

Гл. XIV «Суд».

В главе говорится о последствиях событий, освященных в предыдущих главах. Если до сих пор повествование раскрывало главным образом отношения действующих лиц с точки зрения Гринева, то в конце повести сталкиваются разные точки зрения на самого Гринева (суд, родители Гринева, Марья Ивановна, императрица, потомки Гринева). В итоге ложное мнение о нем рассеивается бесследно. Отсюда и эпиграф «Мирская молва – морская волна».

18 слайд.

Эпиграфы составляют идейный дуэт с названием главы. Некоторые литературоведы даже советуют провести эксперимент: прочитать только названия глав и эпиграфы к ним.

Две группы эпиграфов выражают фольклорную и книжную традиции русской литературы, два пласта культуры, два мировоззрения – дворянское и народное.

Каждый эпиграф как бы предваряет действие, о котором будет рассказываться в главе. Каждый настраивает читателя на событие или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность по следующему повествованию, то есть эпиграф выступает своеобразной экспозицией.

Каждый эпиграф несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, а котором идет повествование, но и разобраться в характерах героев, лучше понять замысел Пушкина.

Эпиграф у Пушкина создает сложный образ, рассчитанный на восприятие и собственно произведения, и тех текстов, из которых извлечены эпиграфы.

Некоторые литературоведы считают, что эпиграф в этом произведении – своего рода конспект главы.

Н.В. Гоголь писал о языке произведений А.С. Пушкина: «Слов не много, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно как поэт.» В полной мере это можно отнести и к эпиграфам, с такой тщательностью, вкусом, точностью подобранным в «Капитанской дочке».

19 СЛАЙД.

Уберите эпиграфы из повести, и вы ощутите пустоту, вам будет их не хватать. Не хватать не только их глубокого смысла, но и их эмоциональности, в которой, несомненно, отразилось авторское отношение к героям и событиям, его беспокойное сердце, пушкинская чувствительная душа.

Таблица №1

Глава

Название главы

Эпиграф

Комментарии к эпиграфу

Функции эпиграфа

Береги честь смолоду.

Пословица.

Пословица дана в усечённом виде. В тексте романа повторяется полностью в напутствии отца Гринева: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду".

дополнительная архаизация текста романа.(7)

СЕРЖАНТ ГВАРДИИ

Был бы гвардии он завтра ж капитан.

Того не надобно; пусть в армии послужит.

Изрядно сказано! пускай его потужит...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Да кто его отец?

Княжин явился выразителем психоидеологии передовых слоев господствовавшего класса - дворянства: отсюда у него упор на обязанности монарха и гражданина. (1)

ВОЖАТЫЙ

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Старинная песня.

является слегка изменная цитата из рекрутской песни "Породила меня матушка "; В рукописи второй главы этому эпиграфу предшествовал другой: “Где же Вожатый? Едем!”, из стихотворения Жуковского

КРЕПОСТЬ

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

Солдатская песня.

Фортификационное сооружение - постройка, предназначенная для укрытого размещения и наиболее эффективного применения оружия, военной техники, пунктов управления, а также для защиты войск, населения и объектов тыла страны от воздействия средств поражения противника.

Экспозиция дальнейшего повествования,

определяет место действия (С.П.);

Устанавливается связь

"мифологическим". (7)

КРЕПОСТЬ

(эпиграф 2)

Старинные люди, мой батюшка.

Недоросль.

Д.И. Фонвизин « Недоросль».

Слова эти принадлежат Простаковой.(6)

А)возвращает нас к фонвизинским реминисценциям, которые преобладали в первой главе; характеристика героев (5)

ПОЕДИНОК

Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Эпиграф взят из комедии Я.Б Княжнина “Чудаки”:

Комедиограф изображает в комическом плане дуэль на кортиках двух слуг. Этот эпиграф соотносится с рассказом капитанши о дуэли Гринева и Швабрина (1)

Б)проецируют образы (повести) романа на фон другого исторического стиля-классицизма. (7)

ЛЮБОВЬ

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

Песня народная.

………………………………………………………….

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

Народная песня, откуда и взята цитата для эпиграфа,говорится об особенном приданом, которым Марья Ивановна владеет с избытком: о ее уме, разумности, осмотрительности, ее понимании счастья как вечной устремленности к гармоническому совершенству, для которой ее произвели на свет родители и на которую они ее всегда благословляют.

“внешняя ” точка зрения эпиграфов соответствует авторской и не только не противоречит точке зрения пушкинских героев, а наоборот, становится их “собственной”;

Устанавливается связь

времени, конкретного исторического, с временем иным, более отдаленным, даже

"мифологическим". (7)

ПУГАЧЕВЩИНА

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

Первые две строки исторической песни, в которой дается народная версия героического взятия Казани

Устанавливается связь

времени, конкретного исторического, с временем иным, более отдаленным, даже

"мифологическим". (7)

ПРИСТУП

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

Народная песня.

эпиграф из народной песни о казни стрелецкого атамана.

Функция

Устанавливается связь

времени, конкретного исторического, с временем иным, более отдаленным.(7)

НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Незваный гость хуже татарина.

Пословица.

Пословица «Незваный гость хуже татарина» возникла в то время, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом: 1243-1480г.г. (11)

функция - усилительно-гиперболизирующая - служит как

РАЗЛУКА

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

Херасков.

проецируют образы (повести) романа на фон другого исторического стиля-классицизма.

ОСАДА ГОРОДА

Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Херасков.

эпиграф взят из поэмы М. Хераскова “Россияда». (2)

Контекст эпиграфа, появляющийся в сознании читателя, намекал на “царственный” облик Пугачева

проецируют образы (повести) романа на фон другого исторического стиля-классицизма. (7)

МЯТЕЖНАЯ СЛОБОДА

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» -

Спросил он ласково.

А. Сумароков.

эпиграф, который Пушкин будто бы взял из Сумарокова. (3) (9)

проецируют образы (повести) романа на фон другого исторического стиля-классицизма. (7)

СИРОТА

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

Свадебная песня.

переделка народной песни, записанной Пушкиным в Михайловском

устанавливается связь

времени, конкретного исторического, с временем иным, более отдаленным, даже

"мифологическим". (7)

АРЕСТ

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

сочинен Пушкиным в стиле комедии Княжнина.

проецируют образы (повести) романа на фон другого исторического стиля-классицизма. (7)

Мирская молва -

Морская волна.

Пословица

Можно провести параллель со сказкой П. « Сказка о Царе Салтане…» Просьба Царицы к волне: « Ты волна моя, волна…» И то как молва оклеветала Царицу, в отсутствии Царя. (С.П.)

Эпиграф о героях, которые, имея в душе крепкий нравственный стержень, не поддаются мирской волне, а противостоят ей, умея плыть, не по течению волн житейского моря, а наоборот, против них. (10)

Выполняет художественную функцию предуведомления читателей о том, что финал трагических событий, развернувшихся на его глазах, для героев романа Петра Гринева и Маши Мироновой должен быть положительным. (с.п.)

Функция - усилительно-гиперболизирующая - служит как

дополнительная архаизация текста романа. (7)

Неоп. Глава

« Пропу-щенная глава»

НЕТ НАЗВАНИЯ

НЕТ ЭПИГРАФА

Приискав к каждой главе приличный эпиграф...

А. С. Пушкин. "Капитанская дочка" (9)

Эпиграфы –это отдельное художественное произведение, составленное на основе сюжетной линии автором –сказителем по принципу строения древнерусского текста. (С.П.)

С.П. – собственные предположения, гипотеза, сопоставления

Комментарии:

    КНЯЖНИН Яков Борисович (1742-1791) - известный русский драматург екатерининской эпохи. Сын псковского вице-губернатора, К. получил образование в гимназии при Академии наук; изучил французский, немецкий и итальянский яз. В 17 лет уже печатал стихи в журнале «Трудолюбивая пчела» Сумарокова (1759). С 1764 был на гражданской и военной службе; проиграв казенные деньги (1773), вышел в отставку и, покинув столицу, занялся исключительно лит-ым трудом. Для заработка переводил Вольтера («Генриада»), Корнеля, Кребийона, Гесснера.

Лит-ая известность К. началась с трагедии «Дидона» (1769); всего он написал 7 трагедий (из них:«Росслав», «Титово милосердие» - по заказу Екатерины), 4 комедии (лучшие - «Хвастун» и «Чудаки»), 8 комических опер (лучшие - «Сбитенщик» и «Несчастье от кареты»), мелодраму и ряд стихотворений, литературно незначительных. Пьесы К. прочно держались в репертуаре. К. пользовался славой «Российского Расина». В 1783 был выбран членом Российской академии. Последняя трагедия К. «Вадим» (1789), напечатанная после смерти К. (в 1793), вызвала цензурные гонения как «очень язвительная против монархической власти» и вследствие этого была изъята.Творчество К. формируется под воздействием французского классицизма XVIII в., затронутого уже влиянием мещанской драмы. Сюжеты трагедий заимствованы у Вольтера, Расина, Метастазио и др., в комедии К. подражал Мольеру, Бомарше, Детушу. Трагедии К. риторичны, местный колорит в них отсутствует. Комедии и комические оперы обладают большими лит-ыми достоинствами, стройностью композиции, комическими положениями, живой обрисовкой характеров, образным и легким яз., изобилующим однако галлицизмами. К. явился выразителем психоидеологии передовых слоев господствовавшего класса - дворянства: отсюда у него упор на обязанности монарха и гражданина. Столкновение двух идеологий - монархической и республиканской («Вадим») - разрешается К. в пользу первой, но с несомненной симпатией к представителям политического свободолюбия. Быт «поселян» идеализирован в духе сентиментализма.

Сатира К. в комедиях бичует французоманию, взяточничество, отсутствие сознания гражданского долга и чувства чести в дворянской среде. Его «Хвастун» - прототип гоголевского Хлестакова.

Библиография:

    Собр. сочин. Княжнина, 4 тт., СПБ., 1787 (изд. 2-е, 5 чч., СПБ., 1802-1803; изд. 3-е, 5 чч., СПБ., 1817-1818, с биографией автора - лучшее изд.; изд. 4-е, 2 тт., СПБ., 1847-1848); Вадим Новгородский, Трагедия Я. Княжнина, с предисл. В. Саводника, М., 1914; значительнейшую часть од, сатир и мелких стихотворений, биографич. очерк, прилож. к изд. сочин. Княжнина, 1818, вместе с разбором его стихотворений А. Д. Галахова, см. в «Русской поэзии XVIII в.», Под редакцией С. А. Венгерова, вып. IV, СПБ., 1894.

    В поэме “Россияда”, из которой взят пушкинский эпиграф, изображается взятие Казани Иваном Грозным. Эпиграф воссоздает образ реального исторического пространства - града (Казани), покоренного Грозным.

Образ царя Ивана Грозного - это своеобразный микромир - символ вольности и силы. Не зря он ассоциируется с орлом, птицей независимой, гордой, сильной.

Пушкин использует здесь ассоциативный тип построения художественного пространства. Современный писателю читатель, знавший сочинения Хераскова, конечно, помнил, что в первой строке эпиграфа автор пропустил слова “Меж тем Российский царь”. Таким образом, контекст, появляющийся в сознании читателя, намекал на “царственный” облик Пугачева, о чем свидетельствовал также эпиграф к шестой главе . Образ Пугачева, как об этом уже было написано выше, по мнению Шкловского, ассоциировался у Пушкина с Иваном Грозным.

    На самом деле такого отрывка, как отмечают многие исследователи творчества Пушкина, в частности В. Шкловский, у Сумарокова нет. Пушкин сочинил его. Художественная функция этого эпиграфа заключается в том, что он выражает авторскую оценку героя - Пугачева. Символика эпиграфа перекликается с дальнейшим изложением. В "калмыцкой сказке", рассказанной Пугачевым - он сравнивает себя с орлом. В этой народной сказке в иносказательной форме Пугачев выражает свое представление о настоящей жизни. Сказка эта о двух возможных выборах жизненного пути: тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки - орел и ворон. Орел - царь птиц, это образ, связанный с идеей свободы, практически всегда несущий положительнуюоценочность. Ворон - птица мрачная, этот образ связан с представлением зла, смерти, беды, а также с идеей древности, долголетия и даже вечности.(ПУШКИН –СКАЗИТЕЛЬ –др. русск. Литература)

    В рукописи второй главы этому эпиграфу предшествовал другой: “Где же Вожатый? Едем!”, взятый из стихотворения Жуковского

Почему же Пушкин предпочел последний вариант эпиграфа первому? Какова художественная функция эпиграфа, взятого из народной песни?Пушкин здесь использует реалистический способ расширения границ внешнего пространства. Из дворянской екатерининской России мы попадаем в Россию “незнакомую”, в которой без вожатого не обойтись.Для кого эта Россия - “сторона незнакомая”? Кому в ней без вожатого дороги не найти? Эти вопросы заданы самим эпиграфом, а ответ на них мы получаем, уже читая вторую главу романа.

Эпиграф к главе соотносит героев - Гринева и вожатого - с пространством, где оба попадают во власть стихии - буран.

Гринев, увидев Пугачева в степи, спрашивает его:

Послушай, мужичок, знаешь ли ты эту сторону?

Сторона мне знакомая, - отвечал дорожный.

Пушкин, слегка изменяя строку песни, про­должая ее образ, как бы спорит с ней: степь не чужбина для Пугачева.

Эпиграф к главе, во-первых, создает эмоциональный настрой: предощущение чего-то трагического, непоправимого. Во-вторых, эпиграф воссоздает действительность за краем действительности повествования, воспроизводит “в подлиннике” ее сознание и культуру, "стиль эпохи". Это внетекстовое пространство весьма неоднородно, в нем можно выделить два микромира: мир дворян и мир народа. И если в первом эпиграфе звучали голоса дворянской России, то во втором мы слышим голос народный и ощущаем мощь этого голоса "Этот голос - символ народный России, которая говорит надругом языке, лишь ей понятном.Да, такая Россия для молодого Петруши Гринева - “сторона незнакомая”, ему в ней без вожатого, без помощника не обойтись.Итак, уже в эпиграфе автор, используя метафорический тип построения пространства, создает образ России, незнакомой, чужой, в которой трудно найти правильную дорогу.

    Оба эпиграфа воссоздают мир простых добрых людей, в основе мировосприятия которых находятся патриархальные нравы (“старинные люди”). Это мир, в котором люди живут в гармонии с собой и своей совестью. Чувство долга, честь и достоинство - вот их “духовный капитал”. На этих людях держится Россия, это они по зову сердца и совести будут защищать ее в трудный для нее, трагический момент (“как лютые враги придут” - “зарядим картечью пушку”).Граница, отделяющая эти эпиграфы от главы, очень ослаблена и открыта; внетекстовой мир, созданный в эпиграфах, свободно вторгается в повествовательный мир, образуя целостную картину художественного мира произведения.

Петруша Гринев, чем дольше живет в Белогорской крепости, тем сильнее привязывается к семье капитана Миронова, открывая для себя ранее не замеченную красоту этих простых добрых людей, испытывая радость от общения с ними: “Другого общества не было, но я другого и не желал”. Не военная служба, не смотры и награды его идеал, а беседы с милыми простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания - вот сфера его жизни.

    В. Шкловский отмечает еще одну художественную функцию эпиграфа к третьей главе “Старинные люди, мой батюшка”, взятого из комедии Д. И. Фонвизина. Слова эти принадлежат Простаковой. А чем был образ Простаковой в эпоху Пушкина? Для современников поэта Простакова - жестокая, грубая, необразованная, ограниченная женщина.Василиса Егоровна, комендантша, пославши поручика рассудить городового солдата с бабой, снабдила его такой инструкцией: “Разбери, кто прав.кто виноват, да обоих и накажи”. Узнав о приезде Гринева, Василиса Егоровна говорит: “Отведи Петра Андреича к Семену Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород” Вне всякого сомнения, в Василисе Егоровне так и проглядывает фонвизинскаяПростакова. И, наверное, прав Шкловский, что считает, что Пушкин дает точную характеристику своих героев и для него комендантша, хотя и храбро умирающая, “не то, что мы называем положитель­ным типом”. Пушкин видит в ней и простаковские элементы. Нельзя не согласиться со Шкловским в том, что в данном случае эпиграф служит “уточнением идеологической характеристики ”.

    UNIVERSITY OF NIŠ

The scientific journal FACTA UNIVERSITATISтSeries: Linguistics and Literature Vol.2, No 6, 1999 pp. 21 - 32

Editor of series: NedeljkoBogdanović, e-mail: [email protected]

Address: Univerzitetskitrg 2, 18000 Niš, YU, Tel: +381 18 547-095, Fax: +381 18 547-950http:// ni.ac.yu/Facta

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ СТИЛИЗАЦИИ В РОМАНЕ

А.С. ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

(К 200 -летию со дня рождения)

Л.И. Раздобудько-ЧовичНови Сад

Если внимательно присмотреться к функциям эпиграфов, которые помещены в

начале каждой главы, то легко заметить, что при всем разнообразии их функций у

них есть одна общая черта. Они раскрывают, освещают и осмысляют, пародически

или иронически, повествование, подготавливая читателя к сравнительной оценке

зрения иных типичных для других эпох литературных норм и образов, которые

даны в эпиграфах.Кроме того, у них есть еще одна функция: эпиграфы как бы

проецируют образы каждой главы романа на фон другого исторического стиля: во-

первых, русского классицистического стиля из произведений Княжнина, Фонви-

зина, Хераскова, Сумарокова; во-вторых, народно-поэтического, фольклорного, в

виде цитат из старинных песен и пословиц. Тем самым устанавливается связь

времени, конкретного исторического, с временем иным, более отдаленным, даже

"мифологическим".

    РВБ: А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. С.М.Петров. Комментарии: А.С. Пушкин, "Капитанская дочка".

Глава эта не включена в окончательную редакцию «Капитанской дочки» и сохранилась в черновой рукописи, где названа «Пропущенная глава». В тексте этой главы Гринев именуется Буланиным, а Зурин - Гриневым.

    Натан Эйдельман. Эпиграф Тынянова.

…И тут является писатель Р. и напоминает: Пушкин, "Капитанская дочка", эпиграф к главе XI:

"В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп.

"Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"

Спросил он ласково.

А. Сумароков".

На самом же деле нет у Сумарокова таких строк: сочинено Пушкиным "в сумароковском духе"!

А к главе XIII:

"Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Княжнин."

На самом деле нет у Княжнина таких стихов: сочинено Пушкиным в стиле Княжнина.

Пушкин! Вот кто виновник, вот кто развязал тыняновскую инициативу. И ведь в "Капитанской дочке" пятнадцать эпиграфов, из которых тринадцать "подлинных"!

Но, может, в том-то и суть, чтобы среди нескольких реальных поместить один-два сочиненных - так, чтобы и не отличались и воздействовали на читателя, словно это прекрасный чужой текст: читатель же очень любит укреплять свой взгляд на книгу чужими авторитетами, высказываниями; может быть, больше любит, чем подозревает. Ну что бы Пушкину не подписываться Сумароковым, а так эпиграф подать, чтобы все догадались - он сам сочинил! Так нет, нужен для "Капитанской дочки" лишь Сумароков - для иллюзии, для... трудно сформулировать, легче почувствовать! но нужен для воздействия на какие-то особые струны читательской души, требующие здесь именно Сумарокова.

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/TYNYANOV.HTM

    В слове этого пушкинского эпиграфа говорит мир с его “шумом и звоном”, с его толками, слухами, домыслами. Образ мирской молвы соотносится автором с образом морской волны, которая подхватывает человека и несет его по волнам житейского моря. Эти художественные образы получают конкретное наполнение.. Одних слов: “Государев кум со своей хозяюшкой”, - то есть свидетельства о принадлежности пойманных людей к миру восставших, достаточно Зурину, чтобы, не размышляя, отправить Гринева в острог. Но вот Гринев арестован и приведен на суд. Его уверенность в том, что ему удастся оправдаться, зиждилась на чувстве своей человеческой правоты. Отец Гринева, получив письмо от родственника, в котором тот писал о Петре Гриневе, называет сына “ошельмованным изменником”. Приговор ему произносит не только дворянский суд, по и родной отец. Так, людская молва, вторгаясь в частную жизнь человека, “бросает” его в волны житейского моря: выплывет - не выплывет Человеческая судьба Гринева и Маши оказывается в постоянном соприкосновении с “мирской молвой”, и жизни и счастью героев грозит смертельная опасность. На что в этом случае могут надеяться герои? На пра­восудие? На милость?Маша Миронова просит Екатерину II за Гринева, но приехала она “просить милости, а не правосудия”. Императрица, в отличие от Пугачева, не проявляет к Гриневу той милости, о которой просит Марья Ивановна. Истинный правитель, коим в романе является Екатерина II, по мысли Пушкина, творит не произвол (“Казнить так казнить, жаловать так жаловать”), а правосудие. И Екатерина II приняла решение не прежде, чем внимательно выслушала Марью Ивановну и вникнула в сложную, запутанную историю Гринева, во многом “овеянную мирской молвой”."Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невиновности вашего жениха."Итак, истинного правителя от ложного, по мнению Пушкина, отличает правосудие.

Этой точки зрения придерживается литературовед Г. Красухин.

Но вот, например, Ю. Лотман придерживается иной точки зрения. По мнению Лотмана, Екатерина II как императрица вынуждена осудить Гринева, но как человек она его прощает. Милость, по мысли Лотмана, противопоставлена в романе правосудию - Он утверждает: в борьбе двух сословий, в кровавой войне человечность, милость важнее сословных, политических интересов и любых иных интересов. Для Пушкина, как считает Лотман, правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы “подняться над “жестоким веком”, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. Такими он показывает своих героев, которые, имея в душе крепкий нравственный стержень, не поддаются мирской волне, а противостоят ей, умея плыть, не по течению волн житейского моря, а наоборот, против них.

Мы считаем, что правы оба литературоведа, так как Пушкин, как истинный художник, избегает однозначного смысла. Нет правды в категорическом суждении, нет правды без учета чужой, другой правды; истина диалогична. Таким образом, хронотоп эпиграфа в последней главе помогает понять авторскую концепцию мира и человека.Эпиграф звучит как реплика, обращенная ко всему миру. Произведение резонирует миру как некое эхо. Это не является только "условностью". Оно необычайно важно. Ограниченная точка зрения рассказчика, благодаря посредничеству этого эха, является более широкой, общечеловеческой.

    ИГО - угнетающая, порабощающая сила.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Изд-е 18-е, М. 1986

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси (1243-1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 году. Было тормозом экономического, политического и культурного развития, одной из главных причин отставания Руси от западно-европейских стран.

Советский Энциклопедический Словарь. Изд-е 4-е, М. 1987

…С распадом Орды и с возникновением на ее развалинах новых ханств - Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского, - возникла совершенно новая ситуация: отпал, прекратился институт вассального подчинения Руси. Это выражалось в том, что все отношения с новыми татарскими государствами стали происходить на двусторонней основе. Началось заключение двусторонних договоров по политическим вопросам, по окончании войн и при заключении мира. И именно это было главным и важным изменением.

Внешне же, особенно в первые десятилетия, в отношениях между Русью и ханствами не произошло как бы заметных изменений:

Московские князья продолжали эпизодически платить татарским ханам дань, продолжали посылать им подарки, а ханы новых татарских государств, в свою очередь, продолжали сохранять старые формы отношений с Московским великим княжеством, т.е. устраивали иногда, как и Орда, походы против Москвы вплоть до стен Кремля, прибегали к опустошительным набегам за полонянниками, угоняли скот и грабили имущество подданных великого князя, требовали от него уплатить контрибуцию и т.д. и т.п.

Но после завершения военных действий стороны стали подводить правовые итоги - т.е. фиксировать свои победы и поражения в двусторонних документах, заключать мирные или перемирные договоры, подписывать письменные обязательства. И именно это существенно меняло их подлинные отношения, вело к тому, что фактически существенно менялось все взаимоотношение сил обеих сторон…

http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/igo.htm(См. "Особенности международно-правовых отношений Руси с Ордой")

Эпиграфом ко 2 главе является старинная песня. в главе «вожатый» появляется «мужичок» , который впоследствии становится предводителем восстания. с появлением пугачева в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. таким петруша видит его уже в пророческом сне: «мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны… комната наполнилась мертвыми телами… страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «не бойсь… »

Ответ разместил: Гость

кочубей был "богат и славен", но больше всего он дорожил дружбой и гордился своей дочерью-красавицей. его предала и дочь, потому что не оправдала его надежд (другой судьбы он хотел ей), и друг (похитил у него самое ценное - любовь и честь дочери). поддавшись эмоциям, он решил отомстить мазепе, но тот оказался коварнее и смог его опередить. кочубея никто не стал слушать, и в результате его казнили за измену. но все расставила по местам: к месту казни кочубея и его сторонников до сих пор идут поклониться, а мазепа потерян, никто не знает даже места его захоронения.

Ответ разместил: Гость

александр сергеевич пушкин - прежде всего поэт-лирик. в своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. в стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. в стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. любовь для пушкина - спутница юности. но она сопровождает поэта всю жизнь. в своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. в ранний период творчества пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. юного поэта интересовали любовные забавы. почти все стихотворения этого периода игривы. ах! если превращенный в прах, и в табакерке, в, я в персты нежные твои попасться мог, тогда в сердечном восхищенье, рассыпался на грудь под шелковый платок и даже… может быть… ("красавице, которая нюхала табак") так, в стихотворениях "красавице, которая нюхала табак", "монах", "к наташе" все обращается в шутку, в игру. настоящего, возвышенного душевного единства нет. для раннего творчества пушкина характерен жанр "легкой поэзии". считается, что пушкин был последователем анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. еще в лицее пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом. интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения. …отечество почти я ненавидел - но я вчера голицыну увидел и примирен с отечеством моим. ("в альбом голицыной") в петербургский период пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. ("о, масон", "как но боги, как опасно…"). но появляется и нечто новое. впервые появляется то, к чему впоследствии часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. "где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой? " почти одновременно с этим пушкин пишет оду "вольность". в первых же ее строчках он изгоняет "царицу цитеры" - богиню любви афродиту, а "изнеженную лиру" собирается "разбить", чтобы "воспеть свободу". в петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. все дориды, лиды и темиры для пушкины на юге уже в прошлом. сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко: мне вас не жаль, года весны моей, протекшие в мечтах любви напрасной… где прежний жар и слезы вдохновенья? придите вновь, года моей весны! в любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного.

Класс: 9

Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.

Ход урока

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.

На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.

Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.

Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.

  1. Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?
  2. Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?
  3. Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.
  4. Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь?
  5. Это испытание, столкновение со сложностью бытия.
  6. Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?

Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.

Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?

Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.

  • Что привлекло Гринева в вожатом?
  • А вам симпатичен этот герой?

Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.

  • Какую роль играет сон?

Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

  • Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича?

Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.

  • Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв?

Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.

  • Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести?

Да, он поступил как человек чести.

  • Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?
  • Что происходит в его душе?

Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.

Обобщение.

Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?

Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.

В конце двадцатых – начале тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».
«Капитанская дочка» - итоговое произведение Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был казак Емельян Пугачев. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости стал свидетелем и участников описываемых событий.
В анализе происходящего участвует сам автор. Его позиция проявляется в подборе эпиграфов в каждой главе.
В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичевым и Петрушей долга офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза, который «не был врагом Бутылки» и любил хлебнуть лишнего». Отец его - Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь». Отец сразу говорит о том, что «Петруша а Петербург не поедет», и отправляет его в глухую Белогорскую крепость. Андрей Петрович Гринев не хочет, чтобы сын научился «мотать да повесничать».
Эпиграфом ко 11 главе является старинная песня. В главе «Вожатый» появляется «мужичок», который впоследствии становится предводителем восстания. С появлением Пугачева в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. Таким Петруша видит его уже в пророческом сне: «Мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны… Комната наполнилась мертвыми телами… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь…»
Пушкинский Пугачев «соткан» из фольклора. Не случайно его появление во время бурана, который становится символическим предвозвестием бунта.
В «Поединке» Швабрин советует Гриневу: «…чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Поэтому между Гриневым и Швабриным происходит поединок.
В эпиграфе к пятой главе «Любовь» говорится о Маше. Это обыкновенная русская девушка, которая надеется встретить свою любовь. Поэтому ее внимание привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.
В эпиграф к главе шестой поставлена песня. Глава «Пугачевщина» говорит о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» - войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.
В главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» - взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.
В восьмой главе Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице».
В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль: «грустное» расставание двух влюбленных. Однако и это испытание они достойно проходят.
В главе десятой Гринев становится перед выбором: долг офицера или чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну.
В «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково». Предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен». Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.
В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье», «с растрепанными волосами». Она осталась сиротой, - у нее «ни отца нету, ни матери». Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.
В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве.
В последней главе «Суд» Гринев не хочет рассказывать о капитанской дочке, которая замешана в истории с Пугачевым. Однако Маша Миронова сама смогла преодолеть все препятствия и устроить свое счастье. Честность и искренность Маши помогли получить прощение для Гринева у самой императрицы.