Мое отношение к повести детство горького. Анализ произведения Горького “Детство”

04.05.2024 Отделка

Раздумья о судьбах России. Творческие поиски, в результате которых появился роман “Мать”, ощутимо сказались на дальнейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности. Началось осмысление реальных истоков, которые породили “разрушенный мир”. В феврале 1912 г. Горький писал о России: “Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос – какова она? – а вопрос – почему она такова? “
На такой почве были созданы на редкость

колоритные “окуровские” повести (1909-1911), цикл рассказов “По Руси” (1912-1917), автобиографическая проза (“Детство”, 1913; “В людях”, 1914). Здесь нет следа мажорно озвученных картин, победных настроений. Всюду царствует мудрый и трезвый взгляд. Ощутимо желание писателя “заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова” (“По Руси”). “Путешествие” по таинственным, “подводным” течениям жизни теснейшими узами связывает эти сочинения Горького с современной ему литературой.
НОвые черты автобиографической прозы. Алеше Пешкову, герою автобиографического цикла,

необходимо понять несовершенный мир “изнутри”. Мальчик поставлен перед вопросами отнюдь не “розового” содержания. Сочетание детски обостренного восприятия с серьезностью жизненных запросов дает интересный эффект. Художник пытливыми глазами мальчика как бы заново открывает его окружение, мир в целом.
Постепенно, с потерями и обидами, Алеша начинает понимать правду и ложь, красоту и уродство. А выросший Пешков, вспоминающий о далеких годах, ведет счет прежним своим достижениям и ошибкам. Двусоставная структура повествования – освещение жизни с двух возрастных точек зрения – позволяет писателю углубить впечатления подростка и понимание взрослым сложных связей прошлого и настоящего.
В пестрой, контрастной реальности обнаруживаются несовместимые между собой начала. Автобиографическая проза Горького обычно рассматривалась как соединение самостоятельных групп персонажей: выразителей “свинцовых мерзостей” или духовной красоты. На деле подобного разделения нет. Раскрыто переплетение противоположных начал в одной душе. Потому трудно понять человека Алеше. Внутреннее его недоумение передано многогранно, в том числе языком образов-символов. Герой уподобляет себя то чердаку, где набросаны старые вещи, то улью, куда “разные серые люди” сносили “мед своих знаний”.
В мещанском поведении матери чертежника, в подлостях полового на пароходе ощущается их душевное опустошение. И это вызывает болезненные переживания, но будит мысль мальчика. От ожесточившихся людей Алеша нередко слышит разумные суждения – деда Каширина, дяди Якова, Жихарева… А при последней встрече с дядей Яковом просто поражен его пониманием человеческих несчастий. В озлобленных натурах подавлены достойные стремления.
С другой стороны, теплые человеческие сердца не избегают обидной слабости. Именно это печальное явление наблюдает Алеша в поведении бабушки, матери, Цыганка, повара Смурого, плотника Осипа, кочегара Якова. Мудрая доброта и сила духа Акулины Ивановны легко уживаются со страхом перед “чужими” (умницей-химиком “Хорошее дело”), книгами (“врут они, книжки-то”). Незатихающей грустью овеяны воспоминания о бабушке, пронесшей темную, суровую долю сквозь долгие годы. Так выстрадан безрадостный вывод: “Шаткость людей слишком резко бросается в глаза”.
Странная двойственность окружающих рождает острое желание Пешкова услышать “благовест новой жизни”. Впервые он зазвучал для Алеши, особенно для повзрослевшего Максимыча, в опыте прошлого. Фольклор (“Детство”), книга (“В людях”) стали самостоятельными героями этих произведений. Светом пронизаны сцены знакомства Пешкова с книголюбом Смурым, открытия русской классики под влиянием “Королевы Марго”, чтения лермонтовского “Демона”. Литература сделала Алешу “неуязвимым для многого” и пробудила интерес к думающей интеллигенции (отчиму Максимову). Но Пешков так и не нашел реальной силы, которая может пробудить жизнь – “красивую, бодрую, честную”.
Автобиографическая проза Горького – богатый разлив глубочайших авторских наблюдений, сокровенных душевных признаний. Повествование доносит образную народную речь. Именно в ней находит писатель зерна “хорошего, человечьего”, что значительно просветляет общую картину.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. 1) История создания повести М. Горького “Детство”. В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии “Детство”, в которой изобразил веху в становлении личности...
  2. Жанр произведения – автобиографическая повесть, героями которой являются окружающие мальчика Алешу Пешкова люди, члены семьи деда Каширина и мастера, работающие в его красильне. Завязкой повести...
  3. Детство – первая пора в жизни каждого человека. “Все мы родом из детства”, – утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба...
  4. Наиболее яркие впечатления каширской жизни описаны Горьким в его повести “Детство”. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания, и одно из самых ярких...
  5. В произведении “Детство” раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький. У него рано умер отец, причем не своей смертью. Многое...
  6. Алеша Пешков – главный герой повести “Детство” Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у...

1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии - «Мои университеты».

2) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий. Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М. Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)" небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) ,

Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.)

Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж - Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

С кем главный герой - Алёшка - едет на пароходе? (с бабушкой и матерью)

Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным)

Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы)

Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью)

Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям - основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка - примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.)

Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

Образ деда.
- Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.)

Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема реферата:

«Особенности стиля повести А.М.Горького «Детство»

Выполнила:

Савельева Екатерина

Ученица 7Акласса.

Руководитель:

Бубнова ОльгаИвановна .

Нижний Новгород

2013

Содержание

1. Вступление. Цель реферата 4 стр.

2. Особенности жанра повести Горького «Детство 5 стр.

3. Своеобразие горьковского портрета 7 стр.

4. Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) 12 стр.

5. Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького 13 стр.

«Детство»

6. Употребление лексики, передающей особенности детской психологии 15 стр.

героя

7. Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев 16 стр.

8. Заключение 18 стр.

9. Примечание 19 стр.

10.Использованная литература 20 стр.

11.Приложение 21 стр.

I . Вступление. Цель реферата.

У каждого писателя имеется свой способ осуществления творческого замысла, своих художественных идей, манера, отличающая его от других.

Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом произведении писателя воплощается неповторимое «я» художника.

Л. Н. Толстой сказал однажды, что читатель, обращаясь к произведению, говорит: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?».

Жизненный опят писателя, его талантливость делают каждое произведение особенным.«Стиль-это человек»,-гласит французская пословица.

Существуют различные определения стиля. Но многие лингвисты сходятся в одном: главными элементами стиля являются язык (ритм, интонация, лексика, тропы),композиция, детали предметной выразительности. И, как говорилось выше, стиль тесно связан с индивидуальностью писателя, его взглядами на мир, на людей, с теми задачами, которые он перед собой ставит. (1)

По мнению ученых Л. И. Тимофеева, Г. Н. Поспелова, стиль писателя «с наибольшей очевидностью проявляется в его языке». (Там же). Гениальность писателя-творца заключена «в умении отобрать из богатейшего нашего словаря самые, точные, самые сильные и ясные слова». (2) «Только сочетания таких слов правильная- по смыслу их - расстановка этих слов между точками, -утверждал М. Горький, -может образцово оформить мысли автора, создать яркие картины, вылепить живые фигуры людей на столько убедительно,что читатель увидит изображенное автором». (3) Эти требования к языку художественного произведения могут служить основными положениями при выявлении особенностей стиля повести «Детство», в которой, как и его всей трилогии («Детство», «В людях», «Мои университеты»), «искусство слова М. Горького достигает особенной высоты». (4)

Цель реферата - на основе лингвистического анализа выявить своеобразие стиля повести М. Горького «Детство».

II . Особенности жанра повести Горького «Детство».

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» лежат факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения - автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных.

Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения использовали многие писатели: И. А. Бунин («Цифры»), Л. Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), И. А. Бунин («Жизнь Арсеньева») и т. Д. Этот факт делает события более достоверными, а также помогает внутренние переживания героя.

Но своеобразие горьковского повествования в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Таким образом, выражая авторскую позицию, М. Горький описывает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», и с этой целью выбирает для своего повествования особый жанр - автобиографическую повесть.

III .Своеобразие горьковского портрета.

Черты стиля творчества писателя проявляются в своеобразии портрета.

Портрет - один из способов изображения героев. Выделение деталей, определение их роли позволяет сделать вывод о том, что у каждого писателя свои принципы раскрытия характера персонажа. «У М. Горького - портрет- впечатление, портрет– оценка» (5), которую дает писатель героям.

1. Портрет бабушки главного героя.

Самым дорогим человеком для главного героя была бабушка. Внешность бабушки дается в повести глазами Алеши, который видит в ее наружности и «множество морщин на темной коже щек», и «рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце»,и замечает, что «она сутула, почти горбатая, очень полная». Но, несмотря на эти черты, которые не приукрашивают героиню, портрет бабушки возвышен. Усиливает впечатление описания наружности бабушки талантливо используемая писателем антитеза, в которой сопоставляются «темное» и «светлое»: «темные...зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом», «темная кожа щек»- «лицо светлое», «вся она – темная, но светилась изнутри - через глаза- неугасимым, веселым и солнечным светом ».

Эмоциональную и ритмическую выразительность портретному описанию придает используемая писателем инверсия: « Говорила она , как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей , похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».

Здесь нельзя не отметить и выразительное сравнение слов бабушки с «цветами». В следующем предложении употребляется сравнение «зрачков» с «вишнями». Эти сравнения из мира природы далеко не случайны. Используя их, Горький как бы вводит читателя в мир наблюдений, впечатлений и представлений героя-рассказчика, глазами которого увидены действующие лица и события произведения.

Но особенно часто используются в повести сравнения людей с животными. Взятые из жизненного опыта мальчика, они передают не столько внешность героев повести «Детство», сколько их поведение и отношение к ним героев, манеру движения. Так, например, бабушка в портрете 1 главы «сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Сравнения, используемые писателем в обрисовке человека, не только отражают то, как Алеша воспринимает жизнь, но и придают яркость и образность многочисленным описаниям.

Очень выразительно следующее описание внешности бабушки: «Сидя на краю постели в одной рубахе,вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу , которую недавно приводил на двор бородатый лесной мужик из Сергача».

Дополняет портрет бабушки сцена пляски. Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, автор использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позволяют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизодгорьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки» и данный в восприятии героя-рассказчика, по-новому раскрывает образ Акулины Ивановны, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

Портрет бабушки из первой главы начинается и завершается эпитетом – лейтмотивом «ласковый» («ласковые цветы» - «ласковый зверь»). Интересно и то, что свойственная ему контрастность естественно «перетекает» в проникновенные размышления автора о роли бабушки в жизни Алеши с той же самой антитезой: «темнота» - «свет»: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте , но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким к сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Связь портрета бабушки с авторскими размышлениями проявляется и в использовании определительных местоимений «весь», «самый», которые передают исчерпанность признака или действия: в описании внешности бабушки – «все лицо казалось молодым и светлым», «вся она – темная, но светилась изнутри…»; в размышлениях – «все вокруг меня…», «на всю жизнь», «самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком…». Очень яркий и точный метафорический образ, раскрывающийся в одном предложении -воспоминании роль бабушки в жизни Алеши, принадлежит не герою-рассказчику, а писателю - «художнику».

2. Портрет деда Каширина и Цыганка.

Анализируя портреты горьковских героев, можно понять, что писателю не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика и других персонажей.

Ещё Алёша ничего не знает о своём деде, но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила бы его к себе. Алёша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают Алёшу. Алёшу обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь. Алёша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные.

В 2 главе, очень интересной с точки зрения емких, точных сравнений, характеризующих и деда, и его сыновей, появляется фраза: «Уже вскоре после приезда в кухню, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочил на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь,как собаки , а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал:«По миру пущу!».

Но облик деда очень противоречив. Каширин действует, повинуясь сиюминутному чувству, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.Мальчик не всегда видит его злым и жестоким. В сцене посещения больного Алеши дед Каширин кажется сначала ему «еще более рыжим», ненавистным. Холодом веет на ребенка от деда. Сравнения «точно спрыгнув с потолка, явился», «холодной, как лед, рукою» пощупал голову, сравнение с хищной птицей (на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти ») свидетельствуют о горькой обиде ребенка: никто никогда так его не унижал, как дед, высекший внука до потери сознания.

Однако постепенно, слушая дедушку, Алеша открывает его для себя с другой стороны. Чувствительное сердце ребенка откликается на «крепкие, тяжелые слова» деда о сиротском детстве, о том, как в молодости он « своей силой супротив Волги баржи тянул». И теперь Алеша видит: сухонькийстаричок будто растет, как облако, и превращается в сказочного богатыря, который «один ведет против реки огромную серую баржу».

А умудренный жизненным опытом автор понимает, что дед преподал ему пусть и жестокий, но полезный урок: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

В последующих главахотношение Алеши к деду Каширину рассказывается и с помощью сравнения с хорьком: «А дед жестоко колотил меня за каждое посещение нахлебника, которое становилось известно ему, рыжему хорьку». А впервые характерное для героя сравнение с хорьком появляется в повести в сцене пожара: «Он зажег серную спичку, осветив синим огнем свое лицо хорька , измазанное сажей…»

Любимые Горьким сравнения людей с животными, птицами, передающие видение людей Алешей, не всегда носят отрицательный характер. Пример тому насыщенное яркими метафорами и сравнениями предложение, запечатлевшее пляску Цыганка во время «странного веселья» на кухне: «Бешено звенела гитара,дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном , размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги, гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом , освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился».

Ловок, грациозен Цыганок в движениях. Душа и талант, «яркое, здоровое и творческое» раскрывалось в его пляске. Никого не оставил равнодушным танец Цыганка, будил в присутствующих живые чувства. Горький подобрал очень точное, эмоциональное сравнение для того, чтобы показать ту внезапную перемену, которая произошла с людьми: исчезли тоска, уныние, их « порой подергивало, они вскрикивали, повизгивали, точно их обожгло».

IV . Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) и объективного (от лица автора) в повести М. Горького «Детство».

Для повести «Детство» характерно переплетение увиденного, прочувствованного Алешей с собственно авторскими размышлениями о прошлом.

Выделить наиболее важные события детства и отделить свои авторские размышления от рассказанного Алешей писатель стремится использованием слов «помню», «памятный», «памятно», «вспоминается». С этой точки зрения примечательно самое начало 2 главы: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне , как суровая жизнь. Она вспоминается мне , как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, - слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени». Здесь слова «вспоминается мне» и «теперь, оживляя прошлое» принадлежат автору и помогают писателю отделить свои воспоминания и размышления о прошлом от увиденного и пережитого героем – рассказчиком.

Анализируя начало 2 главы, нельзя не отметить и яркое сравнение «пестрой, невыразимо странной жизни» с «суровой сказкой, рассказанной добрым, но мучительно правдивым гением». Это сравнение и развернутая метафора, уместившаяся в одном коротком предложении: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми», воплощают именно авторские воспоминания о детстве и являются ключом для понимания всех эпизодов, рассказывающих о жизни Кашириных.

Завершающие 12 главу суждения о «жирном пласте всякой скотской дряни» и о «возрождении нашем к жизни светлой, человеческой» принадлежат именно писателю, объективному и мудрому художнику, вспоминающему и размышляющему о детстве («Вспоминания эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом?»).Кроме того в повести часто встречаются слова «не помню», «непамятно», дающие читателю почувствовать, что автор положил в основу своей повести самые значительные и важные события детства («Не помню, как относился дед к этим забавам сыновей, но бабушка грозила кулаком и кричала:«Бесстыжие рожи, злыдни!»).

V . Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького «Детство».

Говоря о своеобразии стиля Горького, нельзя не сказать и о речи действующих лиц. М. Горький не один раз говорил, что «писатель должен смотреть на своих героев именно как на живых людей, а живыми они у него окажутся, когда он в любом их них найдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особенность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д.» Анализируя речь действующих лиц «Детства», следует обратиться к прямым характеристикам их высказываний, которые принадлежат герою-рассказчику.

Он является чутким и внимательным слушателем и точно характеризует разговорную манеру почти каждого действующего лица произведения. Отмечая огромное влияние бабушки на Алешу, необходимо обратить внимание на то, как воспринимаются мальчиком рассказы и реплики Акулины Ивановны: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, понимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно». Напевность бабушкиной речи подчеркивается и в словах, открывающих ее портрет: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей…»

Сила влияния бабушки на Алешу раскрывается и в характерном сравнении: «точно вливая в сердце мое силу», - которое заставляет вновь вспоминать слова: « …это ее бескорыстная любовь обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Метафорические образы «вливая в сердце мое силу » и «насытив крепкой силой » говорят об огромной роли бабушки в формировании характера мальчика.

В 3 главе повести бабушка вновь появляется перед читателем как замечательная рассказчица: «Теперь я снова жил с бабушкой, как на пароходе, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки или свою жизнь, тоже подобную сказке». Характер речи бабушки меняется в зависимости от того, о чем она рассказывает. Отвечая на вопрос Алеши о Цыганке, она « охотно и понятно , как всегда… объяснила» , что каждому из дядьев хочется взять Ванюшку к себе, когда у них будут свои мастерские; а коснувшись предстоящего раздела домашнего имущества, «она говорила, посмеиваясь отчужденно, как-то издали…»

Каждая глава повести дает богатый материал для речевой характеристики героев. Так, прямая речь бабушки в сцене пожара подчеркивает решительность и находчивость ее поведения. В речи бабушки преобладают короткие реплики, которые, как правило, адресованы какому-то конкретному лицу: «Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят!- строго, крепким голосом командовала бабушка…» «Отец, лошадь выведи! –хрипя, кашляя, кричала она…». «Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал,- наше все дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней,- Бог нам на помочь». Именно поэтому бабушка кажется «такой же интересной, как и пожар». В сцене пожара коня Шарапа, который «втрое больше ее», бабушка называет «мышонком». Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами очень часто встречаются в речи одной из главных героинь повести.

VI . Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя.

На первый взгляд незначительными в языке повести являются слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный», свойственные ребенку, от имени которого ведется повествование. Алеша на глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое ему нравится или не нравится («И взрослые и дети –все не понравились мне…»), и многое кажется необычным, интересным и странным (например, «странное веселье» на кухне). Этими словами завершается 1 глава: «…невидимый человек громко говорил странные слова : сандал-фуксин-купорос». Привлекает внимание и начало 5 главы: «К весне большой интересный дом на Полевой улице…» В сцене пожара « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз».

Впечатлительный Алеша как зачарованный наблюдал и за огнем. Не отрываясь, смотрел он на красные цветы пожара, которые цвели на фоне темной, тихой ночи. Золотые красные ленты, шелковый шелест бившийся в окна мастерской. Охваченная огнем мастерская была похожа на горящий золотом иконостас церкви.

Интересно было Алеше наблюдать за бабушкой. Она сама была как пожар. Металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжалась, все видя.

Эта сцена, являющаяся кульминацией повести, написана в духе романтизма. Об этом свидетельствует сочетание красного и черного цветов (цветов тревоги, страдания, трагедии – «красные цветы», «багрово светился снег», «темные облака», «в тихой ночи», «по темным доскам»), обилие ярких эпитетов («кудрявый огонь»), сравнений, метафор, («извивались золотые, красные ленты огня», «весело играл огонь, заливая красным щели стен мастерской»), наличие исключительного героя – бабушки, которая, сама обожженная, не чувствуя своей боли, прежде всего, думала о других людях.

Нельзя не сравнить данный эпизод со сценой «пожара в Кистеневке» в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Мальчишки, видя, как горит барский дом, радостно прыгали, любуясь «огненной метелью». Им тоже интересно было наблюдать за огнем. Оба писателя, и А.С. Пушкин и М. Горький, абсолютно точно передали психологию детей, которым интересно всё, которых привлекает всё яркое, необычное.

VII . Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев.

Одним из средств раскрытия внутреннего мира героя является пейзаж. В первой главе повести показано отношение бабушки и Алеши к природе, волжским пейзажам.

«Ты гляди, как хорошо-то!»- эти слова принадлежат бабушке; «…по берегам стоят города и села, точно пряничные издали …»-это уже восприятие Алеши: «…мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою». Этот эпизод напоминает путешествие Николеньки Иртеньева в Москву после смерти матери, которое произвело на негоотрадное впечатление: «…беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают мое внимание, а весенняя природа вселяет в душу отрадные чувства-довольства настоящим и надежды на будущее…Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно…». Сравнивая данные эпизоды, невозможно не увидеть сходство в восприятии природы Николенькой Иртеньевым и Алешей Пешковым после постигшей обоих утраты близких людей.

Тонко и глубоко любит природу Акулина Ивановна. Прекрасные картины природы-наступления ночи и раннего утра даны в восприятии этой удивительной женщины: «…она…долго рассказывает мне о чем-нибудь, прерывая речь свою неожиданными вставками: «Гляди- звезда упала! Это чья- нибудь душенька чистая истосковалась, мать- землю вспомнила! Значит,- сейчас где-то хороший человек родился». В речи используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что делает ее близкой к языку произведений устного народного творчества. В образе бабушки автор передает ее высокую одухотворенность и способность человека из народа глубоко воспринимать красоту природы, обогащающую человека: «Новая звезда взошла, глянь -ко! Экая глазастая! Ох, ты небо -небушко, риза Богова»

Пейзажи 12 главы, отличающиеся подлинной музыкальностью и ритмичностью, помогают понять их роль в становлении внутреннего мира Алеши Пешкова. Мальчик глубоко чувствуеткрасоту природы, о чем говорят употребленные здесь выразительные метафоры и сравнения: «Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, освежающее , как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце теплой, мохнатой рукой , и стирается в памяти все, что нужно забыть, вся едкая, мелкая пыль дня». Обращение к словам, передающим влияние на мальчика утреннего пейзажа: «Невидимо высоко звенит жаворонок, и все цвета, звуки росою просачиваются в грудь, вызывая спокойную радость , будя желание скорее встать, что-то делать и жить в дружбе со всем живым вокруг»,- дает возможность понять сходство художественных образов, которые рисуютпрекрасные картины ночи и утра.

Анализ этих пейзажей позволяет увидеть благотворное влияние природы на тонко чувствующего ее человека. Эти картины природы, нарисованные рукой писателя- художника («Писать надо так, чтобы читатель видел изображенное словами как доступное осязанию» (6), с особой силой заставляют воспринять контрастно звучащий вывод писателя о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни», которые являются «своеобразной кульминацией авторского присутствия в повести «Детство».(7)

VIII . Заключение.

Гениальность писателя-творца заключается в умении отобрать из богатейшего словаря языка самые точные, самые сильные и ясные слова. А. М. Горький писал: «...Слова необходимо употреблять с точностью самой строгой». Сам Горький восхищался своими предшественниками, великими писателями-классиками, которые умело пользовались богатством народного языка. Он считал, что ценность литературы в том, что наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали «великий прекрасный язык».

Язык «Детства» по своей конкретности, богатству, смене тона в описании отдельных персонажей, мудрой сдержанности в накоплении выразительных средств ставит повесть на одно из первых мест среди других произведений

А. М. Горького.

Наблюдения над стилем автобиографической повести «Детство» показывают, что «подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо». (8)

IX . Примечания.

(1) Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

(2) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(3) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(4) Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >

(5) М . Горький . Оязыке . ModernLib.ru>

(6) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

(7) Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

(8) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

X . Использованная литература .

1.Анализ эпизода «Пляска бабушки». en . с oolreferat . com > Анализ_ эпизода_Пляска_бабушки.

2.А.М. Горький. Повесть «Детство». М. «Детская литература». 1983 г.

3. М.Горький. Оязыке. ModernLib.ru>books/maksim_gorkiu/o_uazike/read_1/

4. Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >ГОРЬКИЙ_А._М.ЯЗЫК ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

5. ДетствовпроизведенияхГорького. student . zoomru . ru .> lit / detstvo gorkogo s 4 htmmm /.

6. Реферат «Особенности жанра повести М. Горького «Детство». roni . ru > referaty / literatyra /

7. Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

8. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.2 часть. Под ред. Г.И. Беленького. – М. Мнемозина, 1999.

9. О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

10.Тема детства в прозе Максима Горького. fpsliga . Ru > socyineniya _ po _ literatur _/

11.Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

12. Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

XI .Приложение.

Таблица № 1 . « Способы создания портрета в повести М. Горького «Детство».

Бабушка Ивановна

Ивановна

Дед Каширин

Цыганок

Антитеза

темные... зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом », « темная кожа щек» - «лицо светлое », «вся она – темная , но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и солнечным светом ».

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

« белые зубы бы под черной полоской молодых усов».

Сравнение

«слова похожие на цветы», «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»,«ее темные, как вишни, зрачки».

« С рыжей, как золото , бородкой, с птичьим носом» , покраснел весь и звонко – петухом – закричал : «По миру пущу!».

«точно спрыгнув с потолка , явился», « холодной, как лед рукой », на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти »), «растет, как облако».

« реял коршуном , размахнув руки, точно крылья »,

« метался золотым стрижом » .

Метафора

« плыла по полу бесшумно», «ее сорвало с места, закружило вихрем», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно».

«Дед выдернул меня из тесной кучи людей», « глаза ярко разгорелись », « трубил в лицо мне».

« огнем пылал Цыганок», « горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады».

Инверсия

« Говорила она , слова укреплялись в памятимоей ».

« человека силы сказочной».

Эпитеты

« ласковые цветы» - « ласковый зверь».

сухонький старичок» , на « крепкие, тяжелые слова»,

« маленькой, жесткой руке».

« Квадратный, широкогрудый , с огромной кудрявой головой, « веселые глаза».

Гипербола

« один ведет против реки огромную серую баржу ».

Итак, портрет у Горького (портрет-впечатление, портрет-оценка) – одно из важнейших средств раскрытия характеров героев повести.

Таблица №2 «Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя».

«не понравился»

«И взрослые, и дети - все не понравились мне»,
«особенно же
не понравился мне дед», « мне не нравилось , что они зовут меня Кашириным»,

«нравился»

« Нравилось мне, как хорошо, весело и дружно они играют в незнакомые игры, нравились их костюмы

«странный»

«Невидимый человек громко говорил странные слова», «началась и потекла…невыразимо странная жизнь», « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз», «кашлял странным , собачьим звуком», «Хорошее Дело чем-то обеспокоен: он странно , судорожно двигал руками».

«интересный»

«Всё было страшно интересно », « Интересно и приятно было видеть, как она отирала пыль с икон», «к весне купил большой интересный дом на Полевой улице…», «бабушка была такой же интересной , как и пожар», «рассказывала мне интересные сказки, истории, говорила про отца моего».

«неприятный»

«Двор был тоже неприятный », «Иногда он долго и молча разглядывал меня, округлив глаза, как будто впервые заметив. Это было неприятно », «Всё это тоже как сказка, любопытная, но неприятная , пугающая».

«приятно»

« было приятно отбиваться одному против многих», « Это всегда было приятно мне».

Слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный» свойственны ребенку, от имени которого ведется повествование.Алеша Пешкова глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое емунравится или не нравится …»), и многое кажется необычным, интересным и странным.

Б.А. Дехтерев. Дом Кашириных.

Б.А.Дехтерев. Бабушка Алеши.

Б.А. Дехтерев. Пляска бабушки.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.

Таблица №3 «В творческой лаборатории учащихся7 А класса. Портрет деда Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Цитаты из текста

Внешний облик

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

былинный герой, богатырь

Смотрел

Говорил

Отношение Алеши к деду

в глубине души добрый, много переживший, сильный духом человек.

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя открыть новые грани, глубже понять сложный характер Каширина, чей портрет дан по отдельным главам повести в деталях.

Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Развитие темы

Цитаты из текста

Материал, собранный семиклассниками

Внешний облик

«сухонький старичок», «в чёрном одеянии», «с птичьим носом», «весь он складный, точеный, острый»;

«дед начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем»;

«его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей»

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, на ворона, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

ходил быстро, мелкими шагами, семенил, походка воинственная, будто постоянно готов к драке

нос острый, похожий на клюв, нос крючком

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

былинный богатырь, добрый сказочник

Смотрел

«зелёные глазки», «дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами»; «мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз»

смотрел внимательно, пристально, исподлобья, угрюмо, зло, насмешливо, недружелюбно, взгляд прожигал насквозь, как огонь

глаза злые, колючие, пугающие, холодные, как льдинки, от его взгляда мурашки бежали по спине, становилось страшно, хотелось убежать, стать невидимкой, вгляд страшный, обжигающий

Говорил

«он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого»; «было странно, что маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

слова злые, обидные, ядовитые, насмешливые, ехидные, обижали, цеплялись, как репей, как колючки, больно жалили, как змеи, кричал, громко взвизгивая, отрывисто, как будто хотел клюнуть

Отношение Алёши к деду

«я хорошо видел, что дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его»; «мне казалось, что дед злой»;

«рассказывал он вплоть до вечера, и когда ушёл, ласково простясь со мной, я знал, что дедушка не злой и не страшен»

не любил, боялся и ненавидел, испытывал неприязнь и любопытство, присматривался к деду, видел в нём что-то новое, враждебное, опасное

в глубине души добрый, сильный духом человек

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя, чей портрет разбросан по отдельным главам повести в деталях, открыть новые грани.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.

В 1913 году пишет первую часть известной трилогии Максим Горький. «Детство» (содержание и анализ приводятся в статье) - произведение о формировании личности главного героя Алеши Пешкова, прототипом которого стал сам автор. Повествование в нем ведется от первого лица, что позволяет в полной мере ощутить чувства и переживания мальчика, оказавшегося в непривычной для него среде, которая тем не менее способствовала его становлению и взрослению.

Особенности жанра

«Детство» Максима Горького - автобиографическая повесть. Ее основу составили факты из жизни самого писателя, он даже героям оставляет их реальные имена. Вместе с тем это художественное произведение, так как задача автора - не просто рассказать о себе - ребенке, а переосмыслить произошедшее с ним с позиции взрослого человека, дать оценку событиям. По мысли автора, его судьба не единична: людей, существующих в том «тесном, душном кругу впечатлений», в котором находился в доме Кашириных Алеша, немало. И эту правду необходимо «знать до корня», чтобы вырвать из памяти и души человеческой, из самого уклада русского, «тяжкого и позорного». Таким образом, повествуя о самом себе и одновременно описывая «свинцовые мерзости жизни», Горький выражает авторскую позицию относительно настоящего и будущего России.

Начало взросления героя

Алеша Пешков воспитывался в семье, основанной на взаимном уважении и любви. Отец Максим занимался строительством триумфальных ворот, которые возводили к приезду царя. Мать Варвара ожидала рождения второго ребенка. Все изменилось, когда отец умер от холеры. Его хоронили в дождливый день, и Алеша навсегда запомнил лягушек, сидевших в яме, - их закопали вместе с гробом. Мальчик смотрел на них и сдерживал слезы. Никогда не плакать - к этому приучили его родители. А у матери от горя начались преждевременные роды. Так невесело начинается первая глава произведения Горького.

Потом был долгий путь по Волге из Астрахани в Нижний Новгород. Новорожденный по дороге умер, а мать все не могла успокоиться от свалившегося горя. Алешей занималась приехавшая в трудный для семьи момент бабушка, Акулина Ивановна. Она-то и забрала дочь и внука в Новгород, из которого Варвара в свое время уехала против воли отца. Именно бабушке Горький посвятил лучшие страницы повести. Она была добрым, отзывчивым человеком, готовым всегда прийти на помощь. Это сразу заметили и матросы на судне, которые нашли героя, когда он заблудился на одной из пристаней. Несмотря на полноту и возраст, Акулина Ивановна двигалась быстро и ловко, напоминая кошку. Она часто рассказывала удивительные истории, привлекавшие внимание окружающих. А Алеше казалось, будто она вся светилась изнутри. Именно бабушка в будущем станет для мальчика источником добра и главной опорой, поможет вынести предстоящие невзгоды. А их с приездом в Нижний в жизни героя будет немало, о чем напишет в своей повести Максим Горький.

Произведение «Детство» продолжается знакомством с новыми героями. На берегу приехавших встречала большая семья Кашириных, главным в которой был Василий Васильевич. Маленький и сухонький, дед сразу не понравился Алеше, и пройдет время, прежде чем он взглянет на него по-новому и попытается понять его как человека.

Первая порка

В большом доме Кашириных, помимо деда и бабушки, жили еще два их сына с семьями. Алеше, раньше росшему совсем в другой обстановке, было трудно привыкнуть к постоянной вражде и злобе, царившим между родственниками. Их главная причина заключалась в стремлении Михаила и Якова быстрее поделить имущество, чего не желал делать дед. С приездом Варвары обстановка накалилась еще больше, так как ей тоже причиталась доля в отцовском наследстве. В своем стремлении досадить друг другу взрослые не знали границ, а их противоборство распространялось и на детей.

Еще мальчик стал свидетелем страшной для него процедуры - каждую субботу детей пороли. Не избежал этой участи и герой. По совету одного из своих братьев, он решил покрасить праздничную скатерть, чтобы доставить радость бабушке. В результате оказался на лавке под розгами деда. От наказания не смогли спасти ни Акулина Ивановна, ни мать. Это одно из первых горьких событий в новой жизни героя, с которой знакомит читателя повести Максим Горький. Детство Алеша запомнит и благодаря Цыганку, который во время порки подставлял руки, пытаясь основную силу ударов принять на себя.

Дед запорол внука до полусмерти, и мальчик несколько дней пролежал в постели. За это время Василий Васильевич навестил его и рассказал о своей молодости. Оказалось, что когда-то дед был бурлаком, и страдания, душевные и физические, ожесточили его сердце. Это было, по сути, новое знакомство с дедом, которое дало понять, что он не так страшен и жесток, как Алеше казалось раньше. Как бы то ни было, по признанию автора, первая порка словно обнажила сердце Алеши и заставила по-иному взглянуть на все, что происходило вокруг.

Цыганок

Иван в семье Кашириных был подкидышем. Бабушка рассказывала внуку, что она родила восемнадцать детей, из которых выжили только три. Лучших, по ее мнению, бог забрал к себе, а взамен послал Цыганка. Повесть «Детство» Горький продолжает рассказом о его горькой судьбе.

Ивана нашли у калитки, и бабушка взяла его на воспитание. В отличие от родных сыновей, он вырос добрым и заботливым. А еще показал себя хорошим работником, что стало очередным поводом для вражды Михаила и Якова: каждый из них мечтал в будущем забрать Цыганка к себе. Часто на забаву всем Иван устраивал увеселения с тараканами или мышами, показывал фокусы с картами. Запомнил Алеша и вечера, когда дед и Михаил уходили из дома. В эти часы все собирались на кухне. Яков настраивал гитару, и после песен начиналась веселая пляска Цыганка. Затем к нему присоединялась Акулина Ивановна, которая словно возвращалась в этот миг в свою пору юности: так молодела и хорошела она во время танца.

Бабушка пророчила юноше нехорошее будущее и боялась за него. Дело в том, что Цыганок каждую пятницу ездил за продуктами и, чтобы сэкономить деньги и порадовать деда, воровал. Акулина Ивановна считала, что когда-нибудь его поймают и убьют. Ее опасения сбылись, но отчасти: Цыганка сгубили не чужие люди, а Михаил и Яков. Последний до смерти забил свою жену, и в качестве раскаяния дал обет поставить на ее могиле дубовый крест. Его понесли втроем, причем под комель поставили Ивана. По дороге он споткнулся, и его придавил крест, который братья в этот момент отпустили, - отмечает Максим Горький.

«Детство» в сокращении знакомит лишь с основными моментами из жизни главного героя, но нельзя не упомянуть, что Цыганок, чья мучительная смерть также отложилась в сознании мальчика, наряду с бабушкой стал для него источником светлого и доброго и помог пережить первые испытания в новой жизни.

Бабушка

Алеша любил наблюдать, как по вечерам молилась Акулина Ивановна. Перед иконами она рассказывала обо всем, что случилось за день, и просила за каждого. А еще нравились мальчику рассказы о том, какой он, Бог. В эти минуты бабушка молодела, а глаза ее излучали особый, теплый свет. Иногда Акулине Ивановне виделись черти, но они ее не пугали. Страх у бабушки вызывали только тараканы, и часто по ночам она будила Алешу и просила убить их. Но особенно ярко предстает образ бабушки в сцене пожара, которая продолжает (ее подробно описывает Максим Горький) «Детство».

Бабушка молилась, когда дед вбежал с криком: «Горим!» Пылала мастерская, и Акулина Ивановна бросилась в пламя, чтобы не допустить взрыва. Вынесла бутыль и стала отдавать приказы, что делать дальше. Успокоила коня, которого испугался сам дед. А потом с обожженными руками принимала роды у тетки Натальи. И только когда все закончилось (жена Михаила все ж умерла), Алеша услышал стоны бабушки, вызванные сильными ожогами. Все это подводит к мысли: только широкой души человек может так бесстрашно сражаться с пожаром, а потом еще, мучаясь от боли, находить слова утешения для других. Именно такой и была Акулина Ивановна, сыгравшая решающую роль в жизни Алеши, что не раз подчеркивает Максим Горький. «Детство» (характеристика бабушки это подтверждает) - произведение о том, как душевная щедрость и любовь могут противостоять злобе и ненависти, не давая погибнуть росткам доброго и хорошего, изначально заложенного в характере человека.

Новый дом

Каширины все же разделились. Алеша с бабушкой и дедом переехали в каменный дом с садом. Комнаты, кроме одной, сдавали. Ее оставил для себя и гостей дед. Акулина Ивановна с внуком разместились на чердаке. Бабушка опять была в центре всех событий: квартиранты постоянно обращались к ней за советом, и для каждого она находила доброе слово. Внук постоянно был рядом с ней, словно прирос. Иногда появлялась мать, но она быстро исчезала, не оставив даже воспоминаний о себе.

Как-то бабушка рассказала Алеше о своей жизни. Она родилась от увечной девушки-кружевницы, которая выбросилась из окна, когда ее напугал барин. Вместе они ходили по миру, пока не осели на Балахне. Акулина научилась кружева плести, а потом ее высмотрел дед. Знатный он на ту пору был. И выбрал в жены девку нищую, решил, что всю жизнь покорной будет.

А еще дед вздумал учить Алешу буквам. Видя смышленость внука, он стал реже его сечь и глядел на него все внимательнее, иногда рассказывал побасенки из собственной жизни. Так проходило детство Максима Горького.

И снова вражда

Несчастья Кашириных не закончились. Как-то прибежал Яков и сообщил, что Михаил идет деда убивать. Подобные сцены стали повторяться часто. И снова главная тяжесть выпала на долю бабушки. В один из вечеров она высунула в окно руку, надеясь образумить сына, и Михаил сломал ее колом. Наблюдая за всем этим, Алеша все чаще стал думать о матери. То, что она отказывалась жить в подобной семье, заметно возвышало ее в глазах сына. И он представлял Варвару или в стане разбойников, или в образе князь-барыни Енгалычевой, о которых рассказывала ему бабушка. А иногда грудь мальчика будто бы наливалась свинцом, и ему становилось душно и тесно в этой комнатке, напоминающей гроб. Горькие мысли и чувства вызывало в герое, как показывает Максим Горький, детство. Анализ их оставляет такую же тяжесть на душе читателя.

Несправедливость

Есть в произведении еще один герой, с которым Алеша познакомился сразу по приезду в Новгород. Это Григорий Иванович, мастер, работавший у деда. Он был стар и слеп, и мальчишки, так же как и дядья, часто издевались над ним. Например, могли подложить под руку раскаленный наперстник. Когда Каширины поделились и дед переехал на Полевую улицу, мастера просто выгнали на улицу. Это было мучительно стыдно: видеть, как побирается Григорий, потому Алеша избегал с ним встречи и всякий раз при его появлении прятался, - вспоминает Максим Горький. «Детство», герои которого - люди разных социальных пластов, показывает, как в мальчике постепенно зрело недовольство той жизнью, которую он видел. И заслуга писателя в том, что он дал понять: не всегда человек плывет по течению. Многие находят в себе силы противостоять злу, тем самым понемногу изменяя мир в лучшую сторону.

Что касается Григория, бабушка часто звала его к себе и пыталась хоть как-то умалить беды, выпавшие на долю того, кто всю жизнь отдал ее семье. Однажды она сказала Алеше, что Бог сильно накажет их за этого человека. Спустя годы, когда Акулины Ивановны уже не стало, дед сам пошел побираться, повторив судьбу своего мастера.

Хорошее Дело

И снова Василий Васильевич поменял место жительства, - продолжает повесть «Детство» Горький. На Канатной улице, где теперь обосновались Каширины, судьба свела Алешу еще с одним удивительным человеком. Хорошее Дело - так прозвали квартиранта за слова, которые он неизменно употреблял в речи, - считался нахлебником и постоянно проводил в своей комнате какие-то опыты, чем вызывал недовольство деда. Как-то вечером все по традиции собрались у бабушки, и она завела рассказ об Иване-воине. Эта история произвела на Хорошее Дело необыкновенное впечатление. Он вдруг вскочил и закричал, что это обязательно необходимо записать. А позже дал совет Алеше: непременно учиться. И еще - записывать все, что рассказывает Акулина Ивановна. С этого, возможно, и началась любовь писателя к литературе.

Но вскоре Хорошее Дело покинул дом, и Горький по этому поводу написал в повести: так закончилась дружба с первым (лучшим) человеком из «бесконечного ряда чужих людей в родной… стране».

Встреча с матерью

Варвара появилась в доме Кашириных неожиданно. Алеша сразу заметил, что она изменилась, но по-прежнему не похожа на братьев и отца. И опять подумал: долго здесь не проживет. Мать стала учить сына читать и даже решила заняться его воспитанием. Но за время, проведенное вдалеке друг от друга, они перестали понимать друг друга. Мальчика угнетали и постоянные ссоры деда и матери, тем более что Варвара не собиралась меняться в угоду кому-либо. И все-таки она переломила Каширина. После отказа выйти замуж за старого часовщика, которого присмотрел дед, Варвара практически стала хозяйкой в доме, - продолжает Максим Горький «Детство». Главы, посвященные матери героя, знакомят с тем, как она против воли отца вышла за совсем не похожего на ее семью Максима. Как молодые приходили кланяться старику-Каширину, но отказались жить в его доме, чем вызвали новый гнев старика. Как невзлюбили мужа сестры Михаил и Яков, мечтавшие отхватить ее долю в наследстве. Как, наконец, Пешковы уехали в Астрахань, где зажили дружно и счастливо.

И хотя мать вызывала в Алеше всегда только теплые чувства, она так и не стала для сына человеком, который помогал ему побороть первые жизненные невзгоды, выстоять перед ударами судьбы.

Опять перемены

А Варвара между тем все хорошела и все реже заходила к сыну. Затем опять вышла замуж и съехала. Теперь жизнь в доме стала еще тягостнее - дает понять Максим Горький. Детство (анализ произведения подводит к этой мысли) для героя постепенно заканчивалось. Алеша все чаще проводил время в одиночестве, стал нелюдим. Он вырыл себе в саду яму и устроил там уютное сиденье. Сюда часто приходил дед, возившийся с растениями, но рассказы его внуку были уже неинтересны. Да и сам Василий Васильевич после отъезда дочери озлобился, часто ругался и выгонял бабушку из дома. Стал еще жаднее, чем раньше. При этом поучал внука: «Мы не баре. Нам нужно всего самим добиваться». А осенью и вовсе продал дом, заявив Акулине Ивановне, чтобы она теперь сама себя кормила. Следующие два года, по признанию автора, прошли в страшной тряске, которую он ощущал с того момента, когда сидел в телеге при переезде в подвал.

«Свинцовые мерзости жизни»

Такое определение появляется в повести «Детство» Максима Горького после рассказа о том, как Алеша чуть не зарезал отчима. Мать с маленьким сыном и мужем появилась в подвале Кашириных вскоре после их переезда туда. Сказала, что дом сгорел, но всем было ясно, что Максимов все проиграл. Брат героя оказался больным мальчиком, сама Варвара заметно подурнела и снова была беременна. Отношения ее с молодым мужем не складывались, и однажды Алеша стал свидетелем их ссоры: Максимов направлялся к любовнице, а мать истошно кричала. Герой схватил нож и бросился на отчима, но благо только разрезал мундир и слегка зацепил кожу. Эти воспоминания наряду со всеми остальными, описанными выше, и заставили автора задуматься над тем, а нужно ли рассказывать об этих мерзостях? И он с уверенностью отвечает: да. Во-первых, только так можно с корнем вырвать зло «из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной» (цитата из произведения Горького). Во-вторых, подобные низости показывают (это уже отмечалось в статье), что русский человек все же «настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их». И это «яркое, здоровое и творческое», воплощенное в повести в образах бабушки, Цыганка, Хорошего Дела, дает надежду на то, что возрождение человечества возможно.

В люди

После случая с отчимом Алеша снова оказался у деда. Василий Васильевич настоял на том, чтобы обеды они с бабушкой готовили по очереди, и каждый на свои деньги. При этом он всегда экономил. Герою пришлось самому зарабатывать: после школы он шел собирать ветошь и продавал ее по дешевке. Заработанное отдавал бабушке и однажды подсмотрел, как она плакала над его пятаками.

В школе приходилось туго. Здесь Алешу звали тряпочником, и никто не хотел с ним сидеть. Но экзамены в третий класс он все же сдал, за что получил в награду похвальный лист и несколько книг. Последние мальчик снес в лавку, когда Акулина Ивановна слегла и жить стало не на что.

Еще одно памятное событие в жизни героя повести «Детство» Максима Горького - смерть матери. Варвара вернулась к Кашириным совсем больной, высохшей и вскоре умерла от чахотки. Спустя несколько дней после ее похорон дед отправил Алексея «в люди», чтобы он сам зарабатывал себе на хлеб. С этого момента заканчивается детство, и начинается вторая повесть автобиографической трилогии Горького.

Эпилог

Способность к духовному саморазвитию в условиях трагической действительности - это, пожалуй, главное, на что хочет обратить внимание читателя Максим Горький. Детство (тема произведения, заявленная в названии, это подчеркивает) - главная пора в жизни человека. Ребенок обычно навсегда запоминает то, что произвело на него большое впечатление. И хорошо, что в этот период Алеша стал свидетелем не только бесчеловечности и жестокости, но и познакомился с людьми, безгранично добрыми и открытыми для других. Это помогло ему противостоять «свинцовым мерзостям» и вырасти человеком светлым и не мирящимся со злом, что может стать примером для всех остальных.

  • Категория: Анализ произведения

1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трило­гии - «Детство», в которой изобразил веху в становлении лично­сти маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вто­рая часть трилогии - «В людях», в ней описывается тяжёлая тру­довая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии - «Мои университеты».

2) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горь­кий создаёт повесть «Детство», повествование о жизни малень­кого мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого ли­ца, от имени главного участника событий. Это даёт возмож­ность писателю показать изображаемые события более досто­верно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце мо­ему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыст­ная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». В тексте повести герой признаётся в своей не­любви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиогра­фической повести. Цель М. Горького - не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - до и по сей день живёт - простой русский че­ловек». События детства переданы писателем максимально под­робно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыно­симо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». Горьков- ское произведение «Детство» небольшое по объёму, имеет гра­ницы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все вто­ростепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писа­тель одновременно наделяет главного героя своими пережива­ниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «..да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем авто­биографическая повесть отличается от автобиографии писа­теля? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.)

Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть Л.Н. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

Что такое внутренний монолог? (размышления главного ге­роя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от от­ношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Ат­мосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоот­ношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имуще­ство деда.)

Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сиро- те-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григорию Ива­новичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в об­разе главного героя вывел автобиографический персонаж - Алё­шу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются

писателем через восприятие маленького мальчика.

С кем главный герой - Алёшка - едет на пароходе? (с бабуш­кой и матерью)

Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

Как мать ведёт себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

Какое первое впечатление произвёл дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в ко­тором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось не­приятным)

Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы.)

Как ведёт себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжа­ет кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливо­стью)

Как ведёт себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необыч­ность, непохожесть на других людей)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную проти­воположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на ли­це бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «све­тилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Ха­рактер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жиз­ни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить оби­ду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она ни­когда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Ко­гда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила по­смеиваясь, отчуждённо, как-то издали, точно соседка, а не вто­рая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к лю­дям - основные качества характера бабушки, поэтому она пе­реживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудно­сти, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Вашошку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден поби­раться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «гляде­ла на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запе­чатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духов­но обогащая трудную жизнь людей.

Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка - примиряю­щее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природ­ным материнским умом.)

Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.) Образ деда.

Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? По­чему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то

же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не

задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.) - Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжёлое дет­ство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают рас­крыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.