Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в конце XIX - начале XX века. Учреждение государственной думы Указ Правительствующему Сенату

1. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной Российской церкви ; б) от губернских земских собраний [по одному от каждого губернского земского собрания- ред.]; в) от дворянских обществ ; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов ; д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ .

2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью... не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. ... Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.

18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями...

Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 года о составе и устройстве Государственной Думы

III. О членах Государственной Думы.

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...

23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

V. О предметах ведения Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные на основании установленных правил;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; ...

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными. ...


БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всем Нашим верноподданным:

Манифестом 6 Августа 1905 года Мы возвестили о созыве Государственной Думы из выборных от населения, утвердив того же числа ее учреждение. Манифестом 17 Октября минувшего года Мы предоставили Государственной Думе новые в делах законодательства полномочия. С тем вместе Нами одобрено предположение о переустройстве Государственного Совета на началах видного участия в нем выборных от населения.

Исполняя таковое намерение Наше, Мы повелели выработать необходимые вследствие того в учреждение Государственного Совета изменения, а также подвергнуть пересмотру учреждение Государственной Думы для согласования его с началами, 17 Октября прошлого года Нами провозглашенными. Труд сей ныне исполнен.

К участию в законодательной деятельности Государственного Совета - призываются, в равном числе членами, присутствующими в нем по назначению Нашему, выборные члены от духовенства господствующей в России Православной Церкви, от дворянства и земства, а также представители науки, торговли и промышленности.

В сем обновленном составе Государственному Совету предоставляются в делах законодательства равные с Государственною Думою права. Сохраняя незыблемым коренное положение Основных Государственных Законов, на основании коего никакой закон не может иметь своего совершения без Нашего утверждения.

Мы постановляем впредь общим правилом, что, со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы. Но во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совете Министров представляет о ней Нам непосредственно.

Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждении Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы Соответствующей принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Предстоящую совместную сих высших государственных учреждений деятельность Мы устанавливаем на следующих главных основаниях:

Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются и распускаются указами Нашими.

Государственный Совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная Дума проверяет полномочия своих членов. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Государственного Совета и членом Государственной Думы.

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенному предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издание новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра коих Мы сохраняет за Собою.

Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрению ею, поступают в Государственный Совет. Законодательные предположения, предначертанный по почину Государственного Совета, рассматриваются в Coвете и, по одобрению им, поступают в Думу.

Законодательные предположения, одобренные Государственным Советом и Государственною Думою, представляются на Наше усмотрение. Законодательные предположения, не принятия Государственною Думою, признаются отклоненными.

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.

В развитии сих главных оснований предначертаны и Нами утверждены постановления об изменении учреждения Государственного Совета, а также пересмотренное, по указаниям Нашим, учреждение Государственной Думы. Узаконения сии Мы повелели Правительствующему Сенату обнародовать во всеобщее сведение.

О порядке обсуждения законопроектов, общих Империй и Великого Княжества Финляндского, Нами в свое время будут преподаны надлежащие указания.

Призывая благословение Божие на предпринимаемое Нами великое преобразование в государственном строе дорогого Отечества, Мы уповаем, что открываемые Нашим верным подданным пути к участию, через выборных, в единении с Нами, в делах законодательства приведут к возрождению духовных и материальных сил России и к утверждение в ней порядка, спокойствия и благосостояния, а с тем вместе к упрочению единства и величия Государства.

Дан в Царском Селе, в 20-й день Февраля, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот шестое, Царствование же Нашего в двенадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: "НИКОЛАЙ".

Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, произведения народного творчества (фольклор), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Порядок организации и деятельности Государственной Думы определялся следующими законами:

Эти законы не колебали царской власти, которая по-прежнему объявлялась носителем верховной самодержавной власти (ст.ст. 4-22 Свода Основных государственных законов).

Законодательную власть он осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной Думой (ст.ст. 86-87 "Свода Основных государственных законов").

20 февраля 1906 г. был обнародован документ под названием "Учреждение Государственной Думы", являющийся основным документом определяющим компетенцию Государственной Думы.

Государственная Дума учреждалась как орган для разработки и обсуждения законопроектов для Государственного Совета, Верховной Самодержавной Власти. (ст. 1) Государственная Дума формируется путём выборов, сроком на пять лет.(ст. 2) Указом Императора Государственная Дума может быть распущена до истечения пятилетнего срока и назначены новые выборы. Также Императором определяется срок заседания Государственной Думы и перерывы в её деятельности. (ст.3-4) В составе Государственной Думы образуются Общее Собрание и Отделы. (ст. 5-7, 57)Финансирование деятельности Государственной Думы осуществляется из бюджета Российской Империи. (ст.8)

Учреждается должность председателя Государственной Думы и его Товарища, а так же устанавливается процедура его избрания. (ст. 9-11)

Для решения общих, возникающих относительно деятельности Государственной Думы, вопросов состоится совещание, в состав которого входят Товарищ Председателя Думы, председатели ее отделов, а также секретарь Думы и его товарищ. (ст. 12)

Члены Государственной Думы, при вступлении в Думу, дают торжественное обещание, по прилагаемой форме, имеют право полной свободы суждений и мнений, обладает неприкосновенностью (за исключением решений суда), может сложить свои полномочия. (ст. 13-16)

Описывается так же ряд случаев позволяющих исключить депутата из состава думы (ст. 17-19)

Члены Государственной Думы привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности за нарушение долга службы членов Государственного Совета. (ст.20)

Члены Государственной Думы получают суточное довольствие из казны в размере десяти рублей в день, а так же возмещение из казны раз в год за путевые издержки. (ст.23)

Думой избираются Секретарь Государственной Думы, и его товарищ из числа ее членов на пять лет. (ст. 26-27)

Для производства дел по Государственной Думе образуется канцелярия. (ст. 23,29,32)

Председателем Думы назначаются Пристав Государственной Думы и его помощники для исполнения распоряжений Думы. (ст. 30-31)

В пятом разделе прописаны предметы ведения Государственной думы. Ведению Государственной Думы подлежат:

а) Предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) Финансовые сметы Министерств и Главных Управлений и государственная роспись доходов и расходов, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, - на основании особых по этому предмету правил;

в) Отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;

г) Дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;

д) Дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) Дела об учреждении компаний на акциях, когда при этом испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) Дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям. (ст. 33)

Государственной Думе предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 54-57). Предположения эти не должны касаться начал государственного устройства, установленных законами основными. (ст. 33)

Государственной Думе предоставляется заявлять Министрам и Главноуправляющим отдельными частями о сообщении сведений и разъяснений по поводу действий, которыми нарушаются, по мнению Думы, существующие законоположения (ст. 34,46,58-61).

Разделом шестым регламентируется порядок производства дел в Государственной Думе. Подлежащие обсуждению Государственной Думы дела вносятся в Думу Министрами и Главноуправляющими отдельными частями, а также Государственным Секретарем. Внесенные в Государственную Думу дела обсуждаются в отделах ее и затем поступают на рассмотрение Общего ее Собрания. (ст. 36-37)

Заседания Общего Собрания и отделов Государственной Думы назначаются, открываются и закрываются их председателями. (ст. 38) Предусматриваются способы пресечения нарушений порядка на заседаниях Государственной Думы (ст.39-41)

Отчеты обо всех заседаниях Общего Собрания Государственной Думы допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях. (ст. 42-45)

Заключением Государственной Думы по рассмотренным ею делам признается мнение, принятое большинством членов Общего Собрания Думы. Законодательные предположения, рассмотренные Государственной Думой, вносятся далее в Государственный Совет. (ст. 47-49)

Постановляется возможность существования согласительной комиссии в тех случаях, когда Государственный Совет затрудняется принять заключение Государственной Думы. (ст. 50-50) Император наделяется правом установления сроков принятия решения думой. (ст. 53)

Седьмой раздел устанавливает возможность принятия Думой наказа, в котором регламентируются подробности внутреннего распорядка в Государственной Думе, предметы ведомства и порядок действия указанного в статье 12 совещания, а также обязанности канцелярии Думы, ее пристава и подведомственных ему. Наказ публикуется во всеобщее сведение через Правительствующий Сенат. (ст. 62-63)

Таким образом регламентировалась деятельность Государственной Думы. Предусмотренная политическая система являлась сложной системой трехзвенной власти - царь, Государственный Совет и Государственная Дума должны были утвердить закон прежде, чем он вступит в силу. При неутверждении хотя бы одним звеном власти закон считался отклоненным. Данное обстоятельство определенно осложняло думский законотворческий процесс, в тоже время, предоставляя возможность предложить для дальнейшего рассмотрения, требующих, по мнению Думы, внимания законопроектов.



1. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной Российской церкви ; б) от губернских земских собраний [по одному от каждого губернского земского собрания- ред.]; в) от дворянских обществ ; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов ; д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ .

2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью... не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. ... Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.

18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями...

Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 года о составе и устройстве Государственной Думы

III. О членах Государственной Думы.

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...

23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

V. О предметах ведения Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные на основании установленных правил;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; ...

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными. ...

В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации населения. Под влиянием революции правительство начало обновлять монархию. Царский Манифест 17 октября 1905 г. даровал России общественные свободы - неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации; придал Государственной думе характер законодательного учреждения, провозгласив принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

Была проведена реформа Государственного совета, существовавшего с 1810 г. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. “Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы” расширялись права законодательной деятельности названных государственных учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что “законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет” и др., а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.

Согласно Указу “О переустройстве учреждения Государственного Совета” от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Госсовета. Ранее его члены назначались царем. По новому же закону преобразованный Госсовет состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов).

Был принят новый демократический избирательный Закон от 11 декабря 1905 г. “Об изменении Положения о выборах в Государственную думу”. Он содержал нововведение: к существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна - рабочая курия. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество ступеней: двухстепенные выборы для крупных землевладельцев и буржуа, четырехстепенные - для крестьян и трехстепенные - для рабочих. Крестьянству России, насчитывавшему 100 млн. человек, обеспечивалось значительное представительство в Государственной думе (45% мест). Авторы избирательного закона надеялись на консервативные и монархические установки крестьян, но ошиблись. В I и II Государственных думах крестьяне требовали ликвидации помещичьего землевладения.

23 апреля 1906 г. были опубликованы “Основные государственные законы Российской Империи” в новой редакции (из них было изъято определение “неограниченное” самодержавие). В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.